You Are Here: Home » Художники » Мэри Кассат. Эпизоды из жизни: Американская импрессионистка

Мэри Кассат. Эпизоды из жизни: Американская импрессионистка

Мэри Кассат. Эпизоды из жизни: Американская импрессионистка

Мэри Кассат


Эпизоды из жизни:
Американская импрессионистка


Мэри Кассат: коллекция


Мэри Кассат в музеях


Мэри Кассат: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Мэри Кассат, родившаяся в семье американского банкира, в двадцать три года уехала в Париж, променяв спокойное и беспечное существование на трудную и одинокую жизнь художника.


«Если вам не терпится узнать, что такое «американская живопись», — поезжайте в Париж», — говорил Генри Джеймс и был прав. Молодые американские художники (в большинстве своем — отпрыски состоятельных семейств) бежали из Нового Света в Старый — так, как когда-то их предки, гугеноты и пуритане, бежали из Старого Света в Новый. Последних влек в Америку воздух свободы. Их правнуков манил обратно «воздух культуры».


Мэри Стивенсон Кассат родилась 22 мая 1844 года в штате Пенсильвания. Когда будущей художнице было семь лет, Кассаты надолго уехали из Соединенных Штатов в Европу. Сначала они остановились в Париже, а позже жили в Гейдельберге и Дармштадте, где старший брат Мэри, Александр, изучал инженерное дело. За годы, проведенные в Старом Свете, девочка научилась свободно говорить на нескольких языках и успела полюбить изнеженную, утонченную жизнь высшего общества, в котором вращались Кассаты в Европе (отец художницы был банкиром и богачом, что открывало перед ним все двери). По пути домой семейство еще раз остановилось в Париже, чтобы посетить Всемирную выставку. Именно там произошло первое знакомство Мэри с современной французской живописью — она увидела работы двух непримиримых соперников, Энгра и Делакруа.


В 1861 году Мэри Кассат поступила в Пенсильванскую Академию изящных искусств в Филадельфии. Здесь она проучилась четыре года — к радости своих родителей, полагавших «налет художественного образования» весьма уместным для девушки из хорошей семьи. Но когда в 1865 году молодая художница заявила им, что решает посвятить себя живописи и едет в Европу, они воспротивились. Больше года продолжалась глухая борьба Мэри Кассат со своим семейством. И, наконец, в 1867 году она добилась своего. В сопровождении матери Кассат прибыла в Париж.


В зените славы в это время по-прежнему были художники- академисты с их «ориентальными фантазиями» и сентиментальными жанровыми сценками. Но сквозь асфальт этого, одобренного Салоном и публикой, искусства, неумолимо прорастала новая живопись — необычная, смелая, живая. Лозунгом ее была искренность — та самая, о которой Мане писал в предисловии к каталогу Салона Отверженных 1867 года: «Сегодня художник не должен говорить: «Взгляните на мою безупречную работу». Нет, он должен сказать: «Взгляните на мою искреннюю работу».


Мэри Кассат не спешила примкнуть к какому-либо из художественных течений и заявить о себе. Она брала уроки у художников- академистов и выжидала. Вдумчиво изучала работы старых мастеров и постепенно привыкала к революционному стилю Мане и Курбе. В 1868 году комиссия Салона отобрала на выставку ее работу «Мандолинистка», романтическую по сюжету, но реалистичную по исполнению.


Начавшаяся в 1871 году франко-прусская война заставила Мэри Кассат на время прервать учебу и возвратиться в США. Но долго усидеть дома она не могла и в 1871 году опять отправилась в Европу, на сей раз — в Италию. После Италии художница посетила Испанию, а затем Голландию и Бельгию. Разумеется, путешествовала она не только ради удовольствия, но, главным образом, для знакомства с полотнами старых мастеров.


В 1873 году Кассат поселилась в Париже. Шесть лет назад, приехав в Париж с матерью, она растерялась, не зная, какой путь ей избрать. Теперь же она хорошо понимала, куда и с кем идти. В 1874 году, за две недели до открытия официального Салона, в фотоателье на бульваре Капуцинов открылась первая выставка тех, кого позже назовут импрессионистами, — Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро и Берты Моризо. Сразу же после этой выставки Кассат пишет небольшой пейзаж «Девушки, собирающие полевые цветы» — в манере, весьма близкой к тогдашнему стилю Моне. Подражая импрессионистам, художница стала работать на пленэре и повсюду носить с собой блокнот для зарисовок, чтобы делать в нем наброски заинтересовавших ее бытовых сценок.


В свою очередь, работы Кассат начали привлекать внимание импрессионистов. Увидев выставленный в Салоне 1874 года женский портрет ее работы, Дега написал своему другу: «Это гениальная картина. Она запала мне в самое сердце».


Взаимная приязнь Кассат и Дега довольно долго оставалась заочной. Лишь в 1877 году один из общих приятелей привел Дега в мастерскую художницы. И Дега с порога предложил ей выставляться вместе с импрессионистами. Кассат, раздраженная бесконечными придирками жюри Салона, немедленно приняла это предложение. Позже она вспоминала: «Теперь я могла работать совершенно спокойно и независимо, без оглядки на жюри. К тому времени я уже начала понимать, кто они, настоящие мастера, и восхищалась Мане, Курбе и Дега. И тогда я навсегда оставила закованную в рамки условностей живопись и начала просто жить».


В последующее десятилетие Кассат четырежды выставлялась вместе с импрессионистами — в 1879, 1880, 1881 и 1886 годах. Ее работы нравились публике, вызывали одобрительные отзывы критиков и собратьев по цеху. Так, Гоген, сравнивая Кассат с Бертой Моризо, говорил: «Картины мисс Кассат не менее очаровательны, чем картины Моризо, но при этом намного сильнее».


Несмотря на растущую известность, 1880-е годы были для художницы малопродуктивными вследствие семейных хлопот. В 1877 году к ней в Париж переехали родители и старшая сестра Лидия, которая была тяжело больна. Мэри Кассат, забросив холст и краски, ухаживала за ней, но ее заботы не помогли

Страниц: 1 2

Scroll to top