Австрийская галерея, Вена
Самая обширная коллекция работ Климта хранится в венском дворце, выстроенном в стиле барокко. Это место как нельзя лучше подходит для увековечения памяти художника, украсившего фресками несколько общественных зданий.
Отдельные работы Климта можно найти во многих крупных музеях мира, но наиболее широко творчество художника представлено на его родине, в Вене. Замечательной коллекцией картин Климта гордится Австрийская галерея, обосновавшаяся во дворце Бельведер, архитектурном памятнике XVIII века. Этот дворец состоит из двух отдельных зданий (Нижний и Верхний Бельведер). Оба здания были построены для принца Евгения Савойского (1663-1736), великого австрийского полководца.
Бельведер со стороны садов.
Принц Евгений происходил из старинного рода герцогов Савойских, в средние века владевших Савойей, исторической областью на юго-востоке Франции. Он родился в Париже и детство свое провел в Версале, при французском дворе. Его мать приходилась племянницей кардинала Мазарини, первому министру короля Людовика XIV, и до сих пор среди части историков бытует мнение, что его настоящим отцом был именно «король-солнце».
Впрочем, его мать скоро вышла из фавора, после чего 19-летний Евгений покинул Францию, поступив на службу к императору Леопольду I. Столицу империи, Вену, в это время пытались захватить турки. Высказав удивительные военные таланты, Евгений отбросил турков от города. Это событие стало началом стремительной военной карьеры — уже к 30-ти своим годам Евгений был произведен в фельдмаршалы.
Об его храбрости ходили легенды. Небольшого роста, сутулый, с изрытым оспой лицом, Евгений никогда не терял самообладания в бою и в критические моменты всегда подавал пример стойкости — не удивительно, что за свою жизнь он получил тринадцать ранений. Людовик XIV, поняв, кого он потерял, предложил Евгению вернуться на родину. Тот, отклонив предложение, сделался смертельным врагом французского короля. В 1704 году, в союзе с английской армией, он нанес сокрушительное поражение войскам Людовика. Это была первая победа, одержанная над французами в ходе соперничества за испанское наследство, развернувшегося между европейскими монархами.
Внутренний вид Верхнего Бельведера.
Евгений всем сердцем привязался к Вене. В конце 1690-х годов он уже владел одним дворцом в самом центре города (сейчас в нем находится австрийское министерство финансов). С наступлением мирного времени принц Савойский задумал построить для себя еще один дворец. Место для него он выбрал за городскими стенами, но внутри фортификационной линии, воздвигнутой в 1704 году для защиты венских пригородов. С этого места открывался прекрасный вид на Вену, отсюда и название дворца — Бельведер («бель» по-итальянски означает «прекрасный», а «ведере» — » вид»).
Спроектировал новый дворец знаменитый архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, творения которого отличала легкая и изящная манера, близкая к венецианской. Бельведер задумывался как летний дворец. В 1714-1716 годах возвели Нижний Бельведер (в нем располагались жилые комнаты и большие оранжереи), а в 1721-1722 годах — Верхний (предназначавшийся для официальных приемов).
|
|
Евгений был сказочно богатым человеком. Он вложил огромные средства не только в строительство и убранство зданий, но и в разбивку прекрасных садов. Этими садами занимался Доменик Жирар, ученик известнейшего мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра, создавшего знаменитые Версальские сады.
После смерти Евгения Савойского, последовавшей в 1736 году, Бельведер отошел к его двоюродной сестре. В 1752 году она продала его императорскому дому. В 1781 году в Верхнем Бельведере разместилась имперская коллекция произведений искусства, частично открытая для публики. В конце XIX века хранившиеся здесь картины были перевезены в венский Художественно-исторический музей.
Окончание Первой мировой войны, ознаменовавшееся распадом Австро-Венгерской империи, привело к созданию на ее месте несколько новых государств. Одним из них была Австрия, ставшая в 1918 году республикой. Имперская коллекция произведений искусства перешла в собственность государства и легла в основу ряда музеев, открытых в Бельведере. Этот музейный комплекс получил название Австрийской галереи. Первый из музеев (музей барокко) открылся тут в 1923 году. В 1924 году добавилась галерея, посвященная живописи XIX века, в 1927 году — галерея современной живописи, и, наконец, в 1953 году — музей средневекового искусства.
Страниц: 1 2