Эжен Буден
Буден Эжен (1824-1898) — французский живописец, один из создателей пленэрного пейзажа, предшественник импрессионизма.
Специального образования художник не получил. Пользовался советами Ж.Ф.Милле, К.Труайона, Т.Кутюра. На формирование его творческой манеры большое влияние оказала живопись И.Ионкинда. Был первым учителем К.Моне в Гавре и оказал большое влияние на формирование его живописного метода.
С 1860 г. жил в Онфлере, где был связан с Барбизонской школой. Работал в Бретани, на юге Франции, в Бордо, в Голландии и Венеции. С 1861 г. работал на пленэре. Писал небольшие пейзажи, отражающие чарующие ландшафты родной Нормандии, побережья северной Франции и Бельгии, отличающиеся простыми и ясными ритмами.
Поэтичные работы Э.Будена, пронизанные влажным серебристым воздухом и скользящим мерцающим светом, оказали большое влияние на творчество многих французских импрессионистов. В 1860-1870-х гг. создает лучшие свои произведения («Гавань и верфь в Трувиле», 1863, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Мол в Довилле», 1869; «Вид антверпенского порта», 1872; «Порт Бордо», 1874 — все в Лувре, Париж). Своеобразной маркой творчества Э.Будена служат его «пляжные» композиции, отличительными чертами которых является приглушенная цветовая гамма и быстрый импульсивный мазок («Кринолины на пляже в Трувиле», 1869, частное собрание, Париж; «Женщина в белом на пляже в Трувиле», 1869, Музей изящных искусств, Гавр; «Пляж в Трувиле», 1871, ГМИИ, Москва; «На пляже», начало 1890-х, Эрмитаж, Санкт-Петербург).