You Are Here: Home » Термины » Термины — Д: дадаизм, движение, декоративность, дивизионизм, динамика, дополнительные цвета.

Термины — Д: дадаизм, движение, декоративность, дивизионизм, динамика, дополнительные цвета.

Термины — Д: дадаизм, движение, декоративность, дивизионизм, динамика, дополнительные цвета.

 


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я




Д


Дадаизм (от франц. dada-конек, детская деревянная лошадка) — литературно-художественное движение, возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе (1916) среди эмигрантов различных национальностей. Порожденное ужасом перед кошмарной кровавой бойней, оно с самого начала несло на себе отпечаток нигилизма. Дадаисты, группировки которых находились также в Берлине, Кёльне, Ганновере, Нью-Йорке и Париже, отвергали планомерное построение произведений, ставили во главу угла случайность, прибегали к пародии на творчество и разрушению художественной формы. Крупнейшими представителями дадаизма были М. Дюшан, Ф. Пикабиа, Х. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.




Движение (англ. movement, motion, франц. mouvement, нем. Bewegung) — перемещение в пространстве, изменение. В искусстве это одна из форм, выражающих концепцию времени.

Для передачи движения в произведениях изобразительного искусства, которые не изменяются во времени, существуют свои особые приемы, известные с глубокой древности. Так, например, с их помощью неизвестный мастер сумел запечатлеть бег лошади в пещере Ляско. В конце XIX-начале ХХ в. на живописных полотнах В.Ван Гога, экспрессионистов и футуристов воспроизводится двигательная энергия их авторов в момент творчества.

ХХ в. отмечен непосредственным введением реального движения и временного развития в изобразительное искусство (кинетическое искусство, мультипликационное кино).




Декоративность (от лат. decoro — украшаю) — один из способов выражения красоты в художественном произведении, определяемый его композиционно-пластическим и колористическим строем. Изначальное значение декоративности проявляется в орнаменте, в основе которого лежит предметная форма, переходящая сначала в символ, а затем в декоративный мотив (солнечный круг, изгиб волны и т. д.).

Свой вторичный смысл декоративность приобретает в процессе синтеза искусств, когда взаимодействие предметов осуществляется через отношения частей и целого.




Дивизионизм (от франц. divison — разделение), другое его название пуантилизм (от франц. pointiller — писать точками) — система в живописи, основа которой — методическое разложение сложного цветового тона на чистые цвета.

Разделение на полотне выражается четко различимыми мазками в виде точек и, небольших прямоугольных линий.

При зрительном восприятии картины с определенного расстояния происходит оптическое смешение мазков. Дивизионизм составлял основу художественного метода неоимпрессионистов.

Впервые теоретическую разработку и практическое применение дивизионизм получил в творчестве французских живописцев Ж.Сёра и П.Синьяка в 1880-1890-х гг. В дальнейшем он широко применялся в работах французских (А.-Э.Кросс), бельгийских (Т. ван Рейселберге), итальянских (Дж.Сегантини) и русских (Н.В.Мещеряков) художников.




Динамика (от греч. dynamis-сила) — выражение в произведении искусства движения, временных изменений, внутренней энергии при помощи особых приемов (характер мазка в живописи), создающих определенный ритм, воспринимаемый во времени.




Дополнительные цвета — два цвета — красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленовато-желтый и фиолетовый или зеленый и пурпурный, — звучание которых при сопоставлении усиливается, а их смешение воспринимается как белый цвет.

Эта особенность дополнительных цветов широко использовалась импрессионистами для создания особого мерцающего эффекта.




По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.


 

Scroll to top