Винсент Ван Гог — Импрессионизм
You Are Here: Home » Художники » Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог

Ван Гог Винсент (1853-1890) — голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

ВАН ГОГ Винсент (1853-1890)
ВАН ГОГ Винсент (1853-1890)

Родился в небольшой северобрабантской деревне в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безраличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией.

Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В.Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.

Некоторое время В.Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». Главные герои картин голландского периода — крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями («Крестьянка», 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно «Едоки картофеля» (1885, Собрание В.Ван Гога, Ларен), в котором В.Ван Гог отдает дань своему кумиру — французскому живописцу Ж.Ф.Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца.

Винсент Ван Гог. "Едоки картофеля". 1885 г
Едоки картофеля». 1885 Холст, масло. 81,5х114,5 см. Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.

Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где он знакомится с импрессионистами, изучает теорию цвета Э.Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет несколько портретных работ («Холмы Монмартра», 1887, Городской музей, Амстердам).

Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче «впечатления» от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.

Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888; «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», 1888; «Вороны над полем пшеницы», 1890; «Ветка миндаля», 1890 — все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам).

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top