You Are Here: Home » Художники » Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Бунтарь.

Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Бунтарь.

Гюстав Курбе. Эпизоды из жизни: Бунтарь.

Гюстав Курбе


Эпизоды из жизни:
Бунтарь


Гюстав Курбе: коллекция


Гюстав Курбе: литература


Гюстав Курбе в музеях


Гюстав Курбе: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Курбе всю. свою жизнь боролся. И не только за новый язык в искусстве, но и против несправедливости, царящей в мире, против буржуазного благополучия, считавшегося идеалом в современной ему Франции. Революционер по натуре, он испытал горчайшие разочарования и окончил свою жизнь в изгнании.


Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года в небольшом городке Орнане, расположенном неподалеку от швейцарской границы. Его предки со стороны отца, владельца фермы и виноградников, на протяжении нескольких поколений жили в восточной Франции; мать тоже была уроженкой этих мест. С детства будущий художник был влюблен в свою малую родину, и эта любовь оставила заметный след в его творчестве.


В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где быстро приобрел репутацию шумного и проказливого ученика. Интерес к рисованию пробудил у него «папаша» Бод, один из его школьных учителей. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса (1771-1835), одного из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше рисовать с натуры. Позже Курбе говорил, что именно благодаря Боду он стал художником.


В 1837 году Гюстав поступил в Королевский колледж в Безансоне. Вняв советам родных, он изучал право, но вместе с тем (уже по собственному желанию) посещал занятия и в местной Академии. Очевидно, что это сыграло свою роль в том, что в 1839 году юноша отправился в Париж. Там он первое время осваивал азы художнического ремесла у некоего художника Стобена. Ученические штудии Гюстав дополнял посещением музеев, где старательно копировал выставленные работы живописцев — от старых испанских и голландских мастеров до Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Позже художник объявлял себя самоучкой, но в этом немного лукавил, потому что начальное художественное образование он все-таки получил.


Подобно большинству молодых честолюбцев от живописи, Курбе надеялся добиться признания, выставившись в Салоне. Он напряженно искал выигрышную тему для выставочной работы и экспериментировал с различными стилями. В период между 1841 и 1847 годами он попробовал себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи. Результат вышел довольно плачевным. Большинство предлагаемых работ Курбе жюри Салона отвергло. Из попавших же в Салон трех картин лишь одну («Автопортрет с черной собакой») весьма сдержанно заметила критика.


Гюстав Курбе
«Автопортрет с черной собакой». 1844 г.
Холст, масло.
Музей дю Петит Палас, Париж.


Таким образом, положение Курбе накануне французской революции 1848 года было не слишком благополучным. Все еще больше усложнилось в 1847 году, когда Курбе женился на Виржинии Бине, несколько лет до того бывшей его любовницей (в этом году она родила его сына). О Виржинии известно лишь то, что она была на одиннадцать лет старше Гюстава и, как полагают, позировала для его картины «Влюбленные на природе». Этот союз распался в 1855 году. Сын Курбе умер очень молодым, в 1872 году.


Впрочем, в 1846 году художнику как будто улыбнулась судьба. Один голландский торговец произведениями искусства приобрел две его работы и пообещал новые заказы, если тот приедет в Голландию. Курбе поддерживали и его новые друзья, все сплошь молодые писатели и художники. Среди них были фигуры, не нуждающиеся в особом представлении, — например, Шарль Бодлер и Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в пивной, находившейся в двух шагах от мастерской художника и прозванной друзьями «Храмом реализма». Именно здесь велись первые переговоры об основании «новой школы» в искусстве, которая мыслилась реалистической по духу.


Письма Курбе той поры довольно тщеславны; в действительности же ни о какой громкой славе говорить не приходилось. Но на помощь пришла революция. В феврале 1848 года французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и власть перешла в руки республиканского правительства. Салон уцелел, однако его отборочную комиссию упразднили. Пользуясь представившейся возможностью, Курбе выставил в Салоне сразу десять своих картин. О художнике заговорили. На следующий год его картина «Послеобеденный отдых в Орнане» получила золотую медаль и была приобретена правительством для музея в городе Лилле.


Но жизнь Курбе от этого легче не стала. Именно к этому времени художник выработал свою реалистическую манеру. У многих она вызывала ярость. Так, шедевр Курбе «Похороны в Орнане» в Салоне 1850-1851 года подвергся настоящей травле. Критики ядовито отплевывались, карикатуристы до бесконечности пародировали картину, а власти заподозрили в ней зашифрованное послание подрывного характера.


Гюстав Курбе
«Похороны в Орнане». 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д’Орсэ, Париж.


Реализм вызывал неприятие по двум причинам. Во-первых, раздражала сама его эстетика, противостоящая принятому в Салоне академизму. Во-вторых, он казался опасным, потому что его активно поддерживали социалисты. Курбе же свою оппозиционность существующему порядку вещей всячески подчеркивал

Страниц: 1 2

Scroll to top