You Are Here: Home » Музеии » Музей Матисса, Ницца

Музей Матисса, Ницца

Музей Матисса, Ницца

Музей Матисса, Ницца


Музей, посвящённый жизни и творчеству Матисса, занимает виллу XVII века, уютно расположившуюся среди древних развалин времён Римской империи. Вилла стоит на холме, с которого открывается прекрасный вид на Ниццу, любимый город художника.

Ницца для Матисса ассоциировалась с земным раем и была единственным местом, где он чувствовал себя свободным и счастливым. В этот город он приезжал на протяжении почти сорока лет. Здесь художник написал множество замечательных картин; здесь же он и скончался. Поэтому совершенно логично было организовать музей, посвящённый его жизни и творчеству, именно в этом городе.


Музей Матисса, Ницца
Здание музея


Музей Матисса расположен на одном из холмов. Чтобы попасть на него, приходится подниматься по извилистой улочке с отелем «Регина» — тем самым, в котором художник провёл последние годы жизни. Он очень любил и много раз писал открывающийся из окон отеля вид на раскинувшуюся внизу, утопающую в зелени Ниццу.


Музей Матисса, Ницца
Интерьер одного из выставочных залов


Музей занимает виллу XVII века, построенную среди античных руин. Здание было реконструировано; в 1993 году к нему добавили подземный этаж. В музее имеется восемнадцать залов. Среди них есть маленькие и уютные, а есть огромные — с высокими потолками и широкими окнами, в которые льётся мягкий свет. Смотритель музея, Ксавьер Жирар, называет его «биографическим», поскольку в нём, помимо работ Матисса, собрано немало и любимых художником вещей. Посетитель то и дело наталкивается на венецианские кресла-качалки, синие вазы, мраморные столики. Переведя взгляд на картины, он попадает словно в зеркальный (зеркало это, впрочем, волшебное) мир, где все эти вещи отражаются, претерпевая причудливые метаморфозы.


Произведения Матисса представлены в музее не в хронологическом порядке. Принцип тут другой — расположить их так, чтобы зритель, сравнивая одну картину с другой, смог лучше понять замыслы мастера. Матисс сам говорил, что музей должен быть «местом изучения творчества художника, а не гробницей его работ».







Музей Матисса, Ницца


Этот «Натюрморт с гранатами» (1947) Матисс написал
во время своего пребывания в Вансе.


Музей располагает работами Матисса, выполненными в самой разнообразной технике и самых разнообразных жанрах, — от рисунков и картин до скульптур. Добавим в этот перечень образцы его керамики, сценографии, оконные витражи и, разумеется, знаменитые бумажные коллажи. С коллажа и начинается экспозиция — любителей живописи встречает огромная работа «Цветы и фрукты», законченная Матиссом незадолго до смерти. В коллекции присутствуют и наброски его картин, сделанные гуашью.







Музей Матисса, Ницца

Картина Матисса «Кресло в стиле рококо» (1946) представлена в музее рядом с послужившим для нее «моделью» креслом.

Отдельный зал на втором этаже рассказывает о трудах Матисса по оформлению Капеллы Четок в Вансе. Весь процесс создания последнего шедевра подробно реконструирован.


Всего в музее собрано 236 рисунков Матисса, 70 его скульптур и множество картин, иллюстрирующих с максимальной полнотой творческий путь художника — начиная с юношеского «Натюрморта с книгой», написанного им в 21 год, и заканчивая голубыми ню, вырезанными в последние годы жизни. Нашлось, разумеется, место в экспозиции работам Матисса эпохи его увлечения фовизмом. Среди них — «Мадам Матисс» (1905), «Окно на Таити» (1935) и «Натюрморт с гранатами» (1947). Несмотря на то, что многие произведения художника (включая его знаменитую серию «Одалиски») разошлись по частным собраниям, коллекция музея даёт достаточное представление о «стилистической» эволюции Матисса. Экспозиция выстроена таким образом, что рядом с законченной картиной выставлены эскизы к ней. Другой вариант: в одном месте размещены работы разных лет, посвящённые одной теме (так, кстати, предпочитал показывать свои вещи и сам Матисс). Таким образом, в одном зале могут сойтись холсты, рисунки, скульптуры и бумажные коллажи, объединённые общим сюжетом. Пройдя же по всему музею, вы окажетесь как бы внутри художественного мира Матисса и мысленно проделаете вместе с художником его долгий путь — путь, свершённый в поисках простоты и радости.







Музей Матисса, Ницца

После перенесенной в 1941 году операции Матисс часто был вынужден работать в постели. На этой фотографии 1948 года он вырезает из бумаги фигуры, которым суждено стать героями его новых произведений.

БУМАЖНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечение стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур. В собрании музея находится одна из самых экстравагантных работа этого рода — «Танцующая креолка» (1950), поразительная по своим цвету и форме. Глаза танцовщицы сияют, как звёзды, а её тело «сконструировано» из геометрических, пульсирующих зелёным светом, фигур, контрастирующих с алыми, розовыми и оранжевыми прямоугольниками

Страниц: 1 2

Scroll to top