You Are Here: Home » Художники » Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Художник острого взгляда

Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Художник острого взгляда

Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Художник острого взгляда

Анри де Тулуз-Лотрек


Эпизоды из жизни:
Художник острого взгляда


Анри де Тулуз-Лотрек: коллекция


Анри де Тулуз-Лотрек в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Анри де Тулуз-Лотрека


Анри де Тулуз-Лотрек в музеях


Анри де Тулуз-Лотрек: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Наибольшую известность принесли Тулуз-Лотреку его изящные стилизованные плакаты. Однако художник успешно работал в различных жанрах и различной технике, остро и тонко изображая человеческую натуру. 


Несмотря на то, что жизнь Тулуз-Лотрека оказалась очень короткой (да к тому же омраченной болезнями), он успел оставить после себя огромное наследие. Полный каталог его работ, изданный в 1971 году, составил шесть томов; в нем перечислено 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр (включая плакаты) и около 5000 рисунков.


Лотрек мог работать помногу. Бурно проведенные ночи ему нисколько не мешали. Сколько бы ни было выпито накануне, рано утром он неизменно отправлялся в свою мастерскую или к граверам, чтобы проследить за их работой и, в случае необходимости, внести поправки. Иногда художник появлялся у них в вечернем костюме, не желая тратить драгоценное время на переодевание.


Почти все творчество Лотрека автобиографично. Он писал людей, которых видел каждый день, и места, где бывал каждую ночь, — улицы, клубы, кафе, варьете и публичные дома Монмартра. Многие персонажи Лотрека — проститутки, их клиенты, прохожие, пьяницы — остались безымянными; другие герои его картин легко узнаваемы. Это относится, например, к певице Иветт Гильбер или к элегантной танцовщице Джейн Авриль, чьи образы не раз возникают на полотнах Лотрека. Он всегда писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора. Впрочем, этот грустный юмор не обманывал внимательных — за ним они видели тоску разочарования, а иногда — особенно в сценах из жизни публичного дома — и настоящее отчаяние. Тулуз-Лотрек не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, при этом стремясь к тому, чтобы его образы вызывали у зрителя симпатию, но не жалость.


Бонна и Кормон, учителя молодого живописца, старались привить молодому художнику академическую манеру, основанную на высокой технике рисунка. Поначалу восприняв эти уроки с ученическим пылом, он очень быстро нашел себе других кумиров. В первую очередь, ими стали импрессионисты. Лотрек по-настоящему восхищался картинами Дега, и этому не мешали ни стилистические расхождения, ни то, что Дега, в отличие от распахнутого всем ветрам жизни младшего коллеги, слыл холодным и замкнутым человеком. Впрочем, кое-что Лотрек у Дега определенно позаимствовал.


Так, например, «косые» композиции Лотрека, создающие впечатление брошенного со стороны беглого взгляда, отчасти основаны на принципах, разработанных Дега (хотя не обошлось здесь и без увлечения японской гравюрой). Подобно дега, Лотрек обладал способностью вызвать у зрителя ощущение случайности увиденного — как это ни парадоксально, такое ощущение было следствием тщательного и кропотливого выстраивания композиции. В упорных поисках ее окончательного, единственно нужного вида, он постоянно делал наброски. Как и Дега, Лотрек смело использовал нетрадиционные технические приемы и предпочитал писать на картоне, а не на холсте. Он никогда не стремился к передаче второстепенных деталей. Его кисть была не гладкой (как того требовали академические правила), но широкой и густой, а картон позволял художнику добиваться самых необычных эффектов.


Лотрек замечательно писал маслом, но при этом не забывал и о других техниках и постоянно пробовал свои силы в них. Он по праву считается одним из самых выдающихся графиков XIX века.


Почти все гравюры Лотрека выполнены в технике литографии. Эту технику изобрели в 1798 году; вскоре она получила широкое распространение. Художники любили ее за ту свободу, что она им предоставляла. Печатной формой в ней служит камень, изображение на который наносят жирной литографической тушью или литографическим карандашом. То есть мастера, обращающиеся к литографии, теперь могли просто рисовать, а не вырезать изображение на металле или дереве.


Всю техническую сторону дела многие из них предоставляли решать профессиональным печатникам. Лотрек и тут поступал по-своему, проявляя живой интерес именно к «технологии». Он даже придумал новый способ создания пятнистого эффекта, нанося для этого на литографский камень тушь с помощью зубной щетки. Он вообще был прирожденным экспериментатором. Так, Лотрек любил использовать в одной и той же работе техники, считающиеся несовместимыми, — например, сочетал масло и пастель. При этом всякого теоретизирования он сторонился.


Среди его литографий мы найдем разножанровые работы — вплоть до карты для меню. Но самыми знаменитыми считаются, конечно же, его плакаты. Лотрек создал около 30 плакатов — все до одного в литографической технике. Само количество лотрековских плакатов не слишком впечатляет. Знаменитый плакатист, классик жанра Жюль Шере (1836-1933) «выдал на гора» за свою жизнь более тысячи плакатов. Лотрек брал не числом, а оригинальностью. И не ошибся — его имя навсегда вписано в историю художественного плаката.


Сам этот жанр появился благодаря новой технологии, разработанной во второй половине XIX века и позволявшей печатать цветные изображения на дешевой бумаге. Лотрек умел свести изображение к нескольким смелым, широким штрихам, требующим минимальной цветовой гаммы

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top