Музей Сан-Марко, Флоренция
Музей Сан-Марко, Флоренция
Музей Сан-Марко, Флоренция
Коридоры и кельи монастыря Сан-Марко, построенные Микелоццо, Фра Анджелико украсил божественными фресками. Украсил на века.
Музеем, посвященным творчеству Фра Анджелико, стал монастырь Сан-Марко, в котором художник провел большую часть своей монашеской жизни. Монастырские стены сохранили для нас не только знаменитые фрески художника — они дают возможность каждому погрузиться в атмосферу далеких лет, попасть в современники Фра Анджелико. Любопытно, что Сан-Марко по сей день является действующим доминиканским монастырем.
Фасад построенного в XIII веке монастыря,
превращенного ныне в музей Сан-Марко.
Флорентийский правитель Козимо де Медичи выступил опекуном и покровителем монастыря в 1436 году. До этого монастырь был обителью монахов-сильвестринцев, которых папа Евгений IV обвинил в том, что они живут «в недостойной роскоши и грехе». Потребовалась реформа. Взяв на себя управление доминиканским монастырем, Козимо решил перестроить его. Монастырь располагался в непосредственной близости от дворца и семейной церкви Медичи, поэтому возведение нового монастыря позволяло Козимо создать большой религиозный и культурный центр. И монастырь действительно превратился в XV веке в символ могущества семьи Медичи.
Для строительства нового монастыря и восстановления заброшенной церкви Медичи пригласил лучшего флорентийского архитектора и скульптора Микелоццо ди Бартоломмео. Тот создал классический элегантный ансамбль. Монастырь построен из серого камня — флорентийского «пьетра серена», что в переводе означает «божественный камень». Планировка монастыря традиционна: по центру идет главная галерея, вокруг которой располагаются все остальные помещения. На первом этаже находятся разнообразные службы, а на втором — монашеские кельи, дортуары и библиотека.
Интерьер бывшего жилого корпуса
Посетитель музея первым делом попадает в галерею с возведенными вдоль нее изящными арками, установленными на колоннах, которые покоятся на низком парапете. За галереей открывается зеленая лужайка с кипарисовыми деревьями — здесь монахи принимали посетителей. Эта лужайка послужила фоном для одной из самых известных фресок Фра Анджелико — «Распятие с поклоняющимся ему св. Домиником» (ок. 1442). Эта фреска находится напротив входа и бросается в глаза каждому, кто вступил под своды монастыря.
Справа от входа — бывший госпиталь. Теперь здесь собраны многие картины Фра Анджелико, свезенные сюда из различных музеев. Среди них — «Страшный суд», «Снятие с креста», триптих Линайуоли и алтарный образ святого Марка.
Эти сцены Рождества Христова написаны Фра Анджелико
на створках шкафа для хранения серебряной утвари
Из галереи дорога ведет в зал общих собраний и трапезную, где висят картины другого жившего в этом же монастыре художника — Фра Бартоломмео (1472-1517), одного из ярких представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. В зале общих собраний жившие в монастыре монахи собирались каждое утро. На этих встречах они обсуждали текущие дела, публично каялись, делились опытом молитвы и укрепления веры. Одну из стен этого зала украшает огромная фреска Фра Анджелико «Распятие», где у подножия креста вместе с упоминающимися в Библии апостолом Иоанном, Богородицей и Марией Магдалиной художник изобразил целую группу святых; среди последних мы найдем и Косму и Дамиана — целителей, считавшихся небесными покровителями семьи Медичи. Здесь же можно увидеть образы святого Лоренцо, еще одного покровителя дома Медичи, и святого Марка, покровителя монастыря Сан-Марко. Все эти святые помещены по правую руку Спасителя, то есть там, где, согласно Библии, должны находиться избранные. Это единственная фреска в Сан-Марко, при создании которой художник использовал драгоценный по тем временам синий пигмент — ультрамарин (им написаны ризы Богородицы).
Картина Якопо Виньяли (1592-1664) «Товия и ангел»
хранится в музее Сан-Марко
О Козимо Медичи напоминает и двойная (№№ 38 и 39) монашеская келья, его «резиденция» во время посещений монастыря. На одной из ее стен Фра Анджелико написал распятие с поклоняющимися ему святыми Космой, Иоанном Богословом (в честь отца Козимо, Джованни де Медичи) и Петром Мучеником (в честь сына Козимо, Пьетро). На соседней стене находится фреска «Поклонение волхвов» — она, по всей видимости, была написана приблизительно в 1450 году, когда Фра Анджелико работал в Риме. Исследователи полагают, что автором этой пышной фрески, подчеркивающей богатство и могущество семьи Медичи, был Гоццоли (1420-1497).
МИКЕЛОЦЦО
Наружная кафедра собора Прато,
совместное творение Микелоццо и Донателло
Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472) — великий скульптор и архитектор, представитель искусства Раннего Возрождения. Он учился у Гиберти и впоследствии работал вместе с ним над знаменитыми вратами баптистерия. Позже Микелоццо сотрудничал с Донателло (ок. 1386-1466). В частности, они вместе создали серию монументальных гробниц. Однако более громкая слава сопутствовала Микелоццо-архитектору. Тесная связь Микелоццо с Козимо де Медичи заставила его отправиться в изгнание, когда его покровитель (в 1433 году) был вынужден бежать в Венецию. Архитектурный талант Микелоццо полностью раскрылся только после его возвращения в родной город
Страниц: 1 2