You Are Here: Home » Музеии » Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен


Этот музей появился благодаря щедрости американского англофила Пола Меллона, для которого Стаббс был воплощением его любимой «Старой Британии».

Большая часть работ Стаббса находится в Англии. За ее пределами самой большой коллекцией картин этого прекрасного анималиста располагает Йельский центр британского искусства, который находится в Нью-Хейвене (штат Коннектикут).


yelle_1.jpg (25396 bytes)
Так выглядит Йельский центр британского искусства снаружи…


Музей этот, открытый в апреле 1977 года и являющийся частью Йельского университета, может похвалиться лучшим собранием произведений английских мастеров на всем Атлантическом побережье США.


Подарил эту прекрасную коллекцию университету один из его бывших выпускников, Пол Меллон. Он родился в 1907 году в семье известного американского банкира и филантропа Эндрю Меллона и его жены-англичанки. Сам Пол Меллон с ранних лет часто посещал Англию и всем сердцем полюбил эту страну — родину его матери. Впоследствии он вспоминал: «В последние годы перед началом Первой мировой войны Англия поражала своим спокойствием, своей величественной, словно застывшей атмосферой. Эта страна была яркой, как детские воспоминания, и даже пахла детством».


yelle_2.jpg (24238 bytes)
… А так внутри.


Закончив в 1929 году Йельский университет, Меллон решил продолжить свое образование в Кембридже. Здесь он увлекся традиционными для английских аристократов видами спорта — охотой на лис и скачками. В 1989 году Меллон вспоминал: «Охотой на лис я увлекся еще в 1930-е годы, когда учился в Кембридже. Интересуясь ею и имея собственную ферму, я, разумеется, не мог не заняться и разведением лошадей. В свою очередь, разведение лошадей неизбежно привело меня на скачки. Вот так всегда в жизни — одно цепляется за другое».


Тяга к коллекционированию появилась у Меллона тоже в Англии. Еще будучи студентом, он начал собирать иллюстрированные книги, посвященные охоте и скачкам. Вскоре, в 1936 году, он приобрел первую картину (вероятно, еще не думая о том, что закладывает фундамент огромного собрания). Это было полотно Стаббса «Жеребец Пампкин с грумом». Оно обошлось Меллону в 5000 фунтов стерлингов. «Когда мы с женой, — рассказывал коллекционер, — впервые увидели эту картину с великолепной лошадью и молодым пареньком в вишневом жакете на фоне прекрасного английского пейзажа, она очаровала нас. Я купил это полотно немедленно, не торгуясь, и с этого момента меня уже нельзя было остановить. Охота за картинами превратилась для меня в новый вид спорта — пожалуй, даже более увлекательный, чем охота на лис».


yelle_3.jpg (20011 bytes)
Картина «Темза — Ноктюрн в синем и серебряном» (1872-78) кисти Дж.Уистлера тоже находится в коллекции Центра.


Со временем Меллону удалось стать владельцем 15 известных картин Стаббса, не считая множества его рисунков и гравюр. Консультантом Меллона был Бэзил Тейлор, преподаватель Королевского колледжа искусств и автор нескольких работ о творчестве Стаббса.


Коллекция стремительно росла. Когда в 1963 году Меллон впервые решил показать ее зрителям, оказалось, что она насчитывает свыше 400 работ британских художников. В 1966 году Меллон объявил о своем намерении передать свое собрание Йельскому университету. «Я собирал картины потому, что любил их, а теперь мне захотелось, чтобы их увидели и полюбили и другие люди, — объяснял он позже свое решение. — Именно поэтому мне и пришла в голову мысль о создании Центра британского искусства в Йеле. Уже тогда я точно знал, что второй такой коллекции картин нет во всей Америке, ведь здесь чаще всего собирают большие парадные портреты, как это делал, например, мой собственный отец».


yelle_4.jpg (23947 bytes)
«Фаэтон с парой пони в упряжке и мальчиком-грумом»
(1780-85) кисти Стаббса.


Меллон хотел, чтобы его собрание разместилось в интерьере, который напоминал бы интерьер английского загородного особняка. В итоге Луис Кан, взявшийся за проектирование Центра, остановил свой выбор на светлых дубовых панелях и разноцветной шелковой обивке для стен. Чтобы картины можно было рассматривать при естественном освещении (света, поступающего через окна, оказывалось недостаточно), архитектор сделал большие окна в потолке. Как и в любом английском особняке, в музее есть большой зал, где выставлены парадные портреты в полный рост. Есть и традиционный маленький кабинет, стены которого плотно завешаны небольшими картинами. Подобные ухищрения позволили сделать интерьер Центра действительно похожим на интерьер английского загородного особняка XVIII века.


В 1998 году в музее сделали ремонт. Были заменены ковры и драпировка стен, однако это никак не повлияло на общую атмосферу Центра, которую стремился создать Меллон.


ЛУИС КАН


Луис Кан (1901-1974) родился в Эстонии. Его родители эмигрировали в США, когда будущему архитектору был всего год. В Америке Кан получил неплохое образование, но первые шаги на архитектурном поприще давались ему трудно. Признание пришло к нему лишь в 1950-е годы. Любопытный факт: первым большим проектом архитектора стало здание Йельской художественной галереи (1951-1953), расположенное в нескольких шагах от Центра Меллона. Строительство самого Центра началось в 1969 году

Страниц: 1 2

Scroll to top