Пьер Огюст Ренуар. «Обнаженная в солнечном свете».
Пьер Огюст Ренуар. «Обнаженная в солнечном свете».
Пьер Огюст Ренуар
«Обнаженная в солнечном свете»
Пьер Огюст Ренуар: коллекция картин
Огюст Ренуар в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)
Пьер Огюст Ренуар: жизнь и творчество
Пьер Огюст Ренуар в музеях
Пьер Огюст Ренуар: литература
«Обнаженная в солнечном свете». 1876 г. Холст, масло. 81х64,8 см. Музей д’Орсэ, Париж. | |
«Для картины «Обнаженная в солнечном свете», которую художник выставил на второй выставке импрессионистов, позировала Анна Лебер. Некоторые исследователи именно эту Анну считают моделью «Обнаженной» из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина и считают, что письма Ренуара к доктору Гаше о помощи бедной девушке-»малютке», «бедняжке», как называет ее в письмах Ренуар, — относятся к этой Анне, так же рано умершей от оспы, как и Маргарита Легран. Во всяком случае, обе девушки послужили моделями для знаменитых картин Ренуара. Можно ли считать «Обнаженную в солнечном свете» портретом? В какой-то степени можно, если считать портретом изображение человека, соответствующее его внешнему и внутреннему образу. Ведь Анна, девушка Монмартра, была не очень щепетильной, и ее обнаженный вид, ее спокойствие и радостное выражение лица среди тепла, зелени и освещающих ее красивое молодое тело солнечных лучей, отражали простую и безыскусную ее сущность — молодая женщина счастлива, когда она красива, здорова, привлекательна. Особое место в искусстве Ренуара того времени занимали проблемы изображения воздуха, пронизанного солнечными лучами, пробивающимися сквозь сочную зеленую листву. В это время он пишет и «Качели», и «Бал в Мулен де ла Галетт», и «В саду», и «Читающую девушку», и другие картины. Удивительно, как Ренуар любил пользоваться желтым цветом, который создает особое напряжение в колорите любой картины. Ренуар смело сопоставлял его с самыми разными цветами, ударяя мазками желтого цвета на холсте рядом с зелеными, красными, синими, фиолетовыми красками. Это были энергичные движения кисти, составляющие основу художественных решений, которые Ренуар осуществлял, наблюдая живую природу, ощущая аромат и теплоту воздуха под сенью деревьев в парке, на террасе, в кафе, на открытом воздухе. В картине «Обнаженная в солнечном свете» мы это видим особенно наглядно. Правда, сейчас, любуясь этой картиной как общепризнанным шедевром импрессионизма, мы с особым интересом и, может быть, с усмешкой прочтем отзыв о ней художественного критика тех лет Альбера Вольфа, который писал в «Фигаро»: «Внушите господину Ренуару, что женское тело — это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом!» По материалам из книги М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.
|