Дом Лейтона, Лондон
Дом Лейтона, Лондон
Дом-музей Лейтона, Лондон
Этот удивительный дом, хозяин которого был влюблен в культуру Востока, находится в одной из самых «английских» частей Лондона.
Дом-музей Лейтона (его еще иногда называют домом лорда Лейтона) — это автобиография художника, запечатленная в камне. В этом здании, неподалеку от Холланд-парка, художник жил и работал более тридцати лет.
Фасад дома Лейтона
История дома началась в 1864 году, когда Лейтон приобрел земельный участок и попросил своего друга, архитектора Джорджа Атчисона (1825-1910) разработать проект здания. Лейтон и Атчисон познакомились еще в 1853 году, в Риме, где один из них изучал работы старых мастеров, а другой — античную архитектуру. Позже Атчисон стал ведущим архитектором Судоремонтной компании и занимался на этом посту проектированием складских помещений и офисов, которые при любой возможности украшал декоративными деталями. Дом Лейтона стал судьбоносным для Атчисона. После него на архитектора посыпались куда более интересные заказы, чем заказы на строительство складов. В частности, именно Атчисон спроектировал дома таких художников, как Фредерик Уотс и Лауренс Альма-Тадема.
В 1866 году дом был готов. Первый его этаж занимали гостиная и столовая, второй — мастерская, ванная комната и спальня. В мансарде находились комнаты для прислуги. На этой стадии жилище художника ничем не отличалось от обычного (правда, весьма комфортабельного) холостяцкого особняка. Но неуемная натура Лейтона не могла на этом успокоиться. В 1877-79 годах по его просьбе Атчисон спроектировал Арабский зал, где разместилась богатая коллекция восточной керамической плитки, собранная Лейтоном. Вслед за этим к зданию был пристроен застекленный флигель (в 1889 году), который стал зимней мастерской, и галерея (в 1895 году).
Роскошный Арабский зал, скрывающийся
за респектабельным фасадом.
Сегодня наибольшее внимание посетителей привлекает экстравагантный Арабский зал, напоминающий залы «мавританских» дворцов. В центре зала тихо журчит фонтан, а на стенах красуются керамические изразцы XVI-XVII веков, собранные Лейтоном во время его поездок по странам Востока. Жемчужиной коллекции считается богато орнаментированный фриз с сутрами из Корана, «позаимствованный» художником из древнего мусульманского храма. Старинные детали Арабского зала Лейтон решил «разбавить» современностью. Он нанял Уолтера Крейна, чтобы тот спроектировал мозаичный фриз, и украсил вход в зал мраморными колоннами.
Кроме восточной керамики, Лейтон собирал картины старых мастеров и современных ему художников. В его коллекции находились работы Делакруа, Коро, Констебла. К сожалению, все они были проданы после смерти художника.
«Смерть Брунеллески» написана Ф.Лейтоном в 1852 году.
Согласно завещанию, основная часть состояния Лейтона перешла к его сестрам — с тем, чтобы они основали фонд поддержки студентов Королевской Академии. Однако для этого требовалась значительная сумма — 10 000 фунтов стерлингов. Чтобы собрать ее, наследницам пришлось распродать большую часть произведений искусства, хранившихся в доме их брата. Аукцион продолжался восемь дней. После него в распоряжении будущего дома-музея осталась лишь незначительная часть полотен.
«Дом лорда Лейтона» открылся в 1900 году, но поначалу не пользовался большим успехом у публики, поскольку творчество художника в это время вышло из моды, а его имя было почти забыто. Сыграло свою роль и то, что почти вся коллекция мастера ушла с аукциона. Один журналист писал: «Если бы собрание Лейтона не было распродано, мы могли бы по достоинству оценить то место, которое занимает этот человек в истории английской живописи, но теперь все жемчужины из его коллекции утрачены, и нам осталась лишь опустевшая скорлупа былого величия — к ней сложно относиться с должным пафосом».
Лейтоновский этюд маслом «Река Файндхорн в Шотландии»
До 1926 года «опустевшая скорлупа былого величия» оставалась частным владением. Затем, из-за отсутствия денег у наследников мастера, она перешла к муниципальному совету Кенсингтона. В 1928 году на деньги частного благотворителя к дому было пристроено новое крыло — под галерею. Но и после этого музей не стал пользоваться большой популярностью. Лишь в 1970-х годах ситуация изменилась — интерес к искусству викторианской эпохи стремительно вырос. Именно тогда муниципальный совет принял решение о новой реконструкции дома, в ходе которой старая зимняя мастерская художника была превращена в дополнительный выставочный зал. В наши дни музей процветает, и его ежегодно посещают десятки тысяч людей.
УИЛЬЯМ ДЕ МОРГАН
К работе над интерьерами своего дома Лейтон привлек многих известных художников-декораторов. Так, создание знаменитого Арабского зала и прилегающих к нему помещений было бы невозможно без Уильяма де Моргана (1839-1917), выдающегося мастера-керамиста. Давняя любовь Моргана к восточной керамике (роднившая его с Лейтоном) подвигла его изучить технику древних гончаров и возродить ее, дополнив современными приемами. Морган сделал синие плитки, обрамляющие прихожую и лестницу дома Лейтона, взяв при этом за образец старинные сирийские плитки из коллекции художника
Страниц: 1 2