Поль Сезанн. «Портрет Гюстава Жеффруа».
Поль Сезанн. «Портрет Гюстава Жеффруа».
Поль Сезанн
«Портрет Гюстава Жеффруа»
Поль Сезанн: коллекция картин
Поль Сезанн в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)
Поль Сезанн: жизнь и творчество
Поль Сезанн в музеях
Поль Сезанн: литература
![]() | «Портрет Гюстава Жеффруа». 1895 г. Холст, масло. 116х89 см. Лувр, Париж. Заказать постер |
«…19 марта 1894 года состоялась распродажа коллекции Теодора Дюре. Три картины Сезанна, которые входят в коллекцию, достигают цены в 650, 660 и 800 франков. Правда, цены на полотна Сезанна не идут ни в какое сравнение с ценами на полотна художников, «добившихся успеха», например Моне, чье полотно «Белые индюшки» оценено в 12 тысяч франков; но они повергают в изумление «искушенных» советчиков Дюре, которые прежде настаивали на снятии полотен Сезанна с продажи, чтобы не опорочить коллекцию в целом. Столь высокие цены настолько удивляют всех, что критик Гюстав Жеффруа — человек весьма сведущий в вопросах искусства — считает необходимым воспользоваться благоприятным моментом, чтобы поговорить о Сезанне. Через неделю, 25 марта, в одном из своих обозрений в «Ле Журналь» Жеффруа пишет: «… Сезанн стал более известным среди художников. Символисты стали считать его своим предшественником и есть явная преемственность между живописью Сезанна и Гогена, Эмиля Бернара, а также Ван Гога. Сезан находился в Альфоре, когда прочитал статью Жеффруа. Он был, разумеется, весьма удивлен. В дружеском письме он немедленно выразил критику «признательность» за проявленную по отношению к нему «симпатию». Конечно, склонен думать Сезанн, Жеффруа друг Моне, а Моне из всегда присущей ему любезности, вероятно, замолвил критику словечко в его пользу. …Весна 1895 года. Сезанн думает о Гюставе Жеффруа. Не написать ли ему портрет этого человека? В мире искусств Жеффруа пользуется авторитетом, занимает положение видного критика. Только бы удался портрет и тогда… Неужели жюри Салона Бугро не согласится принять эту работу? Но нет! Это невозможно! Как осмелиться затруднить Жеффруа? Нет, нет, об этом, конечно, и думать нечего. А все-таки, если портрет удастся, если в нем обнаружат хоть какие-нибудь достоинства, то из уважения к человеку, послужившему моделью для портрета, жюри будет вынуждено уступить. Возможно, портрет даже отметят медалью… В одно апрельское утро Сезанн решился и написал критику: «Дорогой господин Жеффруа! В глубине души Жеффруа не может не любопытствовать, ему очень хочется посмотреть, как работает Сезанн. Критик немедленно принимает предложение, и художник с жаром берется за работу. Сезанн знает, что работа над портретом будет длительной. Он задумал написать Жеффруа сидящим в кресле у письменного стола, спиной к книжным полкам. На столе несколько листов бумаги, раскрытая книга, небольшой слепок Родена, цветок в вазе. Пока Сезанн не закончит работу, все предметы должны оставаться на месте. Чтобы Жеффруа мог легко принять свою обычную позу, Сезанн мелом обводит на полу ножки кресла. Роза бумажная: длительная работа не позволяет художнику писать живые цветы. Слишком быстро «проклятые» вянут. Сезанн почти ежедневно приезжает в Бельвиль. Он бодр, пишет с подъемом и верой в себя, восхищающими критика, на глазах у которого рождается полотно большой силы и чувства. Жеффруа считает портрет «первоклассным». Только лицо написано еще вчерне. «Его, — говорит Сезанн, — я оставлю на конец». Работая, художник размышляет вслух, откровенно высказывая свои мысли. Жеффруа беседует с ним о Моне. «Он самый сильный среди нас, — замечает Сезанн, — ему место в Лувре». Новые направления, дивизионизм, вызывают у Сезанна смех. Однако у беседующих есть темы, которых касаться нельзя. Сезанн начинает ворчать, когда Жеффруа пытается объяснить живопись импрессионистов, особенно работы Моне, их связью «с Ренаном, последними атомистическими гипотезами, с открытиями в области биологии и многими другими влияниями эпохи». Что он там «городит», этот «папаша Жеффруа» |
Страниц: 1 2