You Are Here: Home » Художники » Жорж Сёра. Шестая выставка «Независимых».

Жорж Сёра. Шестая выставка «Независимых».

Жорж Сёра. Шестая выставка «Независимых».

Жорж Сёра


Эпизоды из жизни:
Шестая выставка «Независимых»


Жорж Сёра: коллекция


Жорж Сёра в музеях


Жорж Сёра: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Через месяц, 20 марта, откроется шестая выставка Общества независимых, запланированная Вальтоном; и Сёра спешит окончить «Канкан» к этому сроку. Его намерение нанести решающий удар, продемонстрировать всем богатство и универсальность своего искусства (его здание теперь уже достроено) не вызывает сомнений.







Жорж Сёра
«Скалы в Пор-ан-Бессене». 1888 г.
Холст, масло.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.


Жорж Сёра
«Сена у острова Гранд Жатт весной». 1888 г.
Дерево, масло.
Музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия.


Он выставит не менее восьми полотен: «Канкан», портрет Мадлен, который он назвал «Пудрящаяся женщина», два пейзажа Гранд-Жатт, нарисованные в 1888 году, и четыре марины из Пор-ан-Бессена; к этим картинам маслом он добавит два рисунка, портреты Поля Алексиса и Синьяка.







Жорж Сёра
«Канкан». 1889-1890 гг.
Холст, масло. 66 1/8 х55 1/2 дюймов.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло.


Жорж Сёра
«Пудрящаяся женщина
(Портрет Мадлен Кноблох)». 1890 г.
Холст, масло. 37 1/2 х 31 1/4 дюймов.
Институт искусств Курто, Лондон.


Показ работ на выставке кажется ему тем более своевременным, что одни из номером «Ом д’Ожурдюи», выход которого почти совпадает с экспозицией, будет посвящён ему, Сёра.


«Ом д’Ожурдюи» — небольшой журнальчик, печатающийся на четырёх страницах. Каждый из его выпусков отводится какому-нибудь знаменитому современнику, чей цветной портрет печатается на первой странице. Текст о Сёра напишет Жюль Кристоф; и художник надеется, что критик разъяснит суть его метода. Отныне всякая возможность двусмысленных толкований будет устранена.


Увы! Этой весной Сёра предстоит пережить множество неприятностей и разочарований, часто усугубляемых тем преувеличенным значением, которое он им придаёт. Его отношение к признанию за ним авторства на метод всегда было болезненным. Возможно, оно обострялось близостью цели. По крайней мере это можно было бы предположить, поскольку причина первого огорчения смехотворна: прочитав в начале марта один из номеров «Ом д’Ожурдюи», посвящённый Писсарро, художник ощутил досаду.


Посетив Сёра поздно вечером, Шарль Ангран нашёл его в удручённом состоянии. Что же такого неприятного мог написать Жорж Леконт, автор статьи о Писсарро? Может быть, приписал Камилю Писсарро метод, по праву принадлежащий Сёра? Нет… Художника огорчило и вывело из равновесия всего-навсего следующее: Леконт описывал метод дивизионизма, «не указав, кто его ввёл». Анграну было невдомёк, что Сёра может переживать из-за такой ерунды. Он попытался, как он говорит, образумить своего друга и, дабы отвлечь его от мрачных мыслей, увёл в кафе Гербуа.


Переутомление, конечно же, не могло не сказаться на нервной системе Сёра и, возможно, даже на физическом состоянии этого крепкого человека, подтачиваемого внутренним огнём. Для журнала Максимилиан Люс набросал его портрет в неполный профиль, на котором художник изображён исхудавшим, с покрытыми щетиной впалыми щеками, выпирающими скулами; ухо сильно оттопырено, ноздря просвечивает. Люс запечатлел его у мольберта: Сёра наносит точки на полотно длинной кистью, подняв руку, слегка наклонив туловище и пристально вглядываясь в картину; он застыл в неподвижности, охваченный каким-то трепетным порывом.


Сёра имел основания быть недовольным выставкой независимых и её результатами. В самом деле, она не оправдала его ожиданий.


И всё же это была блестящая выставка! В какой уже раз Вальтон проявил свои замечательные организаторские способности. Он собрал не менее ста семидесяти участников, среди которых было немало художников, недавно примкнувших к дивизионизму, таких как Гийомен, Виллет или доктор Гаше. Благодаря его стараниям выставку, в этом году опять разместившуюся в Павильоне Парижской ратуши, торжественно открыл президент Республики Сади Карно. Вклад в экспозицию неоимпрессионистов как никогда был внушительным и разнообразным. К французским художникам присоединились их бельгийские коллеги: Тео ван Риссельберг, Вилли Финч, Анри ван де Вельде. На ней представлен и Дюбуа-Пилье

Страниц: 1 2 3

Scroll to top