You Are Here: Home » Художники » Жорж Сёра. Посмертная судьба.

Жорж Сёра. Посмертная судьба.

. Несомненно, этот процесс станет гораздо яснее благодаря простому сравнению: картина «Пор-ан-Бессен, аванпорт в прилив», которую в 1951 году купил Лувр (на средства фонда, переданные из Канады), уплатив 16 000 000 франков, была продана в 1923 году всего за 1 500 франков.


Писсарро оказался хорошим пророком, когда заявил Люсьену, что однажды творчество Сёра будет иметь и «другие последствия». Влияние Сёра на развитие искусства было действительно значительным. Так вокруг могучих поверженных деревьев вырастают побеги и наружу пробивается та жизненная сила, которая питает своими соками будущий лес.


Прежде всего следует отметить, что до и после 1900 года это влияние испытывали на себе многие художники, правда заимствовавшие из неоимпрессионизма в первую очередь пуантилистскую манеру письма. Этой технике, которая встретила благосклонный приём в некоторых академических мастерских, на определённом этапе отдали дань и набисты, такие, как Морис Дени, Вюйар, Феликс Валлотон.

«Академический дивизионизм, который испробовали мы все, — рассказывает Жак-Эмиль Бланш, — покорил сердце даже старого Тони Робер-Флёри, написавшего «Последние дни Коринфа», причём это увлечение оказалось настолько сильным, что под конец жизни он выставил головы прекрасных «cortegiane», выполненные цветовыми пятнами, словно заимствованными с палитры Сёра… Кто-то забавлялся даже копированием в этой технике «Венеры» Бугро, которая, правда, не стала от этого менее похожей на творение Бугро».

Речь здесь идёт о последующих подражаниях, значение которых было весьма скромным, если не сказать — нулевым. Совсем иным оказался урок, извлечённый из неоимпрессионизма теми молодыми художниками, которые не копировали метод, что само по себе бесплодно, а творчески развивали его достижения. Жизнь — это всегда движение.


Анри Матисс, уже пуантилировавший в 1899 году, провёл лето 1904 года в Сен-Тропезе рядом с Синьяком. Там он познакомился и с Кроссом, который в письме к Тео ван Риссельбергу, датированном сентябрём, делится забавными наблюдениями: «Мы приехали в Сен-Тропез. Матисс озабочен, безумно озабочен! Вы легко поймёте, что я был так же рад беседовать с ним, как и восхищён доверием к себе со стороны нашего друга Синьяка» (цитируется со слов А. Барра Изабеллой Компен). Это лето ознаменовало новый этап в эволюции Матисса, который в то время занимался разделением с присущим ему очень личным отношением к цвету. Результатом этого знакомства явилось ставшее впоследствии знаменитым полотно «Нега, роскошь и покой), написанное зимой и выставленное у независимых в 1905 году.


Рождался фовизм. Разумеется, он будет развиваться согласно своим внутренним посылкам. Матисс сохранял верность неоимпрессионизму недолго, но от этого влияние метода на формирование эстетики художника не стало менее заметным. Дерен, Вламинк, Брак со своей стороны разрабатывали своеобразный дикий пуантилизм с широкими мазками, наиболее ярким образцом которого остаются, возможно, полотна Дерена, написанные им в Коллиуре в 1905 году.


Гораздо более отчётливым было влияние Сёра — в 1905 году независимые организовали ретроспективную выставку его работ — на художников-кубистов. Оно сочеталось с влиянием Сезанна. «Искусство Сезанна и Сёра, — напишет Метценже, — во многом способствовало тому, что небольшое число художников задумалось над истинным смыслом живописи и обнаружило за недолговечным обликом вещей целую систему постоянных отношений» (опубликовано в «Бюллетэн де ла ви артистик» 11 ноября 1924 г). Орфизм Делоне также проистекал из дивизионизма.


Подобным же образом в Италии — где у неоимпрессионизма очень быстро появились последователи (Пелицца да Вольпедо, Сегантини, Превиати) — на Жоржа Сёра открыто ссылались футуристы. «Моё первое знакомство с искусством Сёра, которого я навсегда воспринял как своего учителя, очень помогло мне выразить себя…» — заявит через пятьдесят лет после своего приезда в Париж Джино Северини (Предисловие к каталогу выставки Северини в парижской галерее «Берггрюан», 1956 г.)


Наконец остаётся абстракция. Наметившийся процесс отхода от фигуративности, к которому приводила Жоржа Сёра логика его развития — это касается и Кросса — был завершён в 1910 году новым поколением художников. Первый мастер и теоретик абстрактного искусства Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве» (1912 год) не преминул сослаться на неоимпрессионизм. Он «ударяется в абстрактность, — писал он, — Его теория (признаваемая им универсальной системой) стремится фиксировать на холсте не случайный кусок природы, но всю природу во всём её блеске и великолепии». (Кандинский В. О духовном в искусстве. Л., 1990, с.17).

По материалам книги А.Перрюшо «Жизнь Сёра»./ Пер. с фр. Г.Генниса. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. — 184 с., с илл.
Книга на ОЗОНе


Страниц: 1 2 3

Scroll to top