You Are Here: Home » Термины » Термины — В: валёр, веризм, воздушная перспектива, время, выразительность.

Термины — В: валёр, веризм, воздушная перспектива, время, выразительность.

Термины — В: валёр, веризм, воздушная перспектива, время, выразительность.

 


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я




В


Валёр (от франц. valeur — цена, ценность) — термин в живописи и графике, обозначающий оттенок тона и определяющий соотношение света и тени при взаимодействии оттенков друг с другом. Разработана система валёров, которая представляет собой градацию света и тени какого-либо одного цвета в определенной последовательности. Подобная система помогает художнику более детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость цветовых переходов и глубину колорита.

Умением использовать валёры отмечены полотна таких величайших колористов, как Д.Веласкес, Я.Вермеер, Ж.Б.Шарден, К.Коро, В.И.Суриков, среди импрессионистов системой валёров широко пользовались Дж. де Ниттис и Ф.Зандоменеги.




Веризм (итал. verismo, от vero — правдивый, истинный) — реалистическое направление в итальянской живописи конца XIX в., характерной чертой которого был интерес к жизни рабочих и крестьян, острая социально-критическая направленность и вместе с тем пессимистическое, порой пассивно-натуралистическое восприятие действительности. Крупнейшими представителями веризма были Ф.П.Микетти, Дж.Пеллицца да Вольпедо.




Воздушная перспектива — основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI в. в работах Л. да Винчи. Широко использовался этот прием в голландском пейзаже XVII в. и особенно в XIX в. в работах импрессионистов.




Время (англ. time, франц. temps, нем. Zeit) — наряду с пространством основная форма существования материи, связанная с чередованием различных этапов в жизни природы и человека.


Объективное восприятие времени всегда обусловлено причинно-следственными связями, взаимовлиянием прошлого, настоящего и будущего, субъективным переживанием времени и его интерпретацией в различных типах сознания.


С момента своего зарождения пластические искусства, являющиеся по своей сути пространственными и создающими неизменяемые во времени произведения, тем не менее включают в свой образный строй какую-либо концепцию времени, которая выражается в передаче движения, в развитии и последовательности событий.


Первобытное искусство трактовало время как мгновение, выхваченное из быстрого движения (сцены охоты), как неограниченный по продолжительности процесс (эпические рассказы в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века) и как неизменную вечную данность.


Античное искусство воспевало гармонию и совершенство слитых в едином порыве равномерных движений («Дискобол» Мирона, середина V в. до н. э.). Средние века характеризовались сочетанием незыблемости вечного идеала с неторопливым обстоятельным рассказом (фресковые циклы, житийные иконы).


Начиная с Возрождения в искусстве царит движение: ренессансный героический жест или готовность к поступку («Давид», Микеланджело, 1501-1504), барочный переход одного состояния в другое («Аполлон и Дафна» Л.Бернини, 1622 — 1625), чудесное мгновение ожидания и едва уловимый оттенок чувства в искусстве рококо («Паломничество на Киферу» А.Ватто, 1717).


XIX в. привносит новые аспекты в восприятие времени: эмоциональный в творчестве романтиков («Битва при Пуатье» Э.Делакруа, 1830), исторический («Явление Христа народу» А.А.Иванова, 1837-1857).


Импрессионизм приносит свое обостренное восприятие времени.

Вырванное из стремительного потока мгновение городской жизни или жизни природы заставляет подругому взглянуть на мир, изменить систему оценок окружающего мира и прожитого времени («После обеда» О.Ренуара, 1879).

На полотнах постимпрессионистов и символистов время, наоборот, замирает и напоминает о непреходящей значимости бытия («Автопортрет с «Желтым Христом» П.Гогена, 1889, Бывшее собрание Мориса Дени).

В ХХ в. усиливается противоречие между стремлением успеть за лихорадочным темпом жизни и желанием сохранить незыблемыми устои духовной жизни. Невозможность разрешить его приводит к кризису потрясенного сознания («Три музыканта» П.Пикассо, 1921).




Выразительность — термин, относящийся непосредственно как к художественному произведению, так и к самой натуре.


Термин обозначает силу воздействия, впечатления, высокую содержательность смысла.




По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.


 

Scroll to top