You Are Here: Home » Музеии » Собрание Филлипс, Вашингтон

Собрание Филлипс, Вашингтон

Собрание Филлипс, Вашингтон

Собрание Филлипс, Вашингтон


Собрание Филлипс, первый американский музей современного искусства, открылся в 1921 году. В нем хранятся работы многих американских и европейских художников.

Собрание Филлипс в Вашингтоне стало первым американским музеем современного искусства. Основатель музея Дункан Филлипс (1886-1966), один из крупнейших американских коллекционеров, вместе со своей женой Марджори сумел собрать за пятьдесят лет более 2000 картин. Музей помещается в бывшем доме семьи Филлипс, и это вполне соответствует замыслу коллекционера. Мистер Филлипс хотел, чтобы посетитель чувствовал себя в музее, как дома, и мог «сколько угодно времени проводить перед понравившейся ему картиной». Коллекционер говорил: «Я надеюсь, что мой музей станет местом общения для людей моего города и моей страны, местом, где каждый человек мог бы увидеть красоту глазами настоящих художников». Искусство, по мнению Филлипса, призвано не только развивать в человеке чувство прекрасного, но и воспитывать его нравственное чувство. В этом мнении он был не одинок. Так считали почти все знаменитые американские коллекционеры начала XX века.


phillips_1.jpg (34410 bytes)
Фасад Собрания Филлипс


Филлипс подбирал свою коллекцию с большим вкусом, наибольшее внимание уделяя французской живописи конца XIX и начала XX века. Жемчужина собрания — «Завтрак гребцов» (1880-81) кисти Ренуара.


Впервые Филлипс увидел эту картину в 1923 году, когда ее выставляли в Нью-Йорке. Позже, узнав о том, что владелец картины собирается продать ее, супруги Филлипс отправились в Европу, намереваясь купить полотно на аукционе в Париже. Торги были горячими. Филлипсы приобрели «Завтрак гребцов» за 125 000 долларов. Французские газеты сообщали, что ни одна картина Ренуара еще не уходила с торгов за такую огромную сумму. А Филлипс с гордостью писал из Парижа в Вашингтон: «Мне удалось приобрести одну из величайших картин в мире, которая заставит людей приходить в мой дом за тысячи миль, лишь бы увидеть ее. Такая картина, где бы она ни появилась, всегда становится сенсацией».


phillips_2.jpg (27855 bytes)
Вестибюль здания, в котором размещается Собрание Филлипс.


Работы Боннара представлены в Собрании довольно широко. Здесь есть и «Открытое окно» (1921), и «Терраса» (1918), и «Лазурный берег» (ок. 1923). Среди менее известных (но не менее интересных) боннаровских картин можно назвать «Площадь дель Пополо» (1921-1923), написанную на необычный для Боннара сюжет, и пейзаж «Ранняя весна» (1908), пленяющий своей свежестью и детской непосредственностью.


Оказался в коллекции и непримиримый враг Боннара — Пикассо. Он представлен здесь довольно нехарактерной картиной «Синяя комната» (1901), на которой изображены обнаженная «в духе Дега» и большая ваза с цветами. Можно найти в залах музея и итаких, казалось бы, «чужих» Филлипсу художников, как Жорж Брак и Пауль Клее. Пейзажи и гравюры Брака (включая его знаменитый «Круглый стол») и фантастические работы Клее («Арабская песня» и «Альбом») вот уже много лет привлекают в музей любителей авангардного искусства со всего мира.


phillips_3.jpg (26566 bytes)
«Открытое окно» (1921) кисти Боннара.
Картина была приобретена Филлипсом в 1930 году.


Филлипса вряд ли можно назвать «последовательным коллекционером». Он известен как собиратель произведений современного искусства. Но в его коллекции есть и работы старых мастеров, которых он любил ничуть не меньше, чем представителей французского модерна. Очень ценил Филлипс творчество Эль Греко. Одну из его картин, «Раскаяние святого Петра» (ок. 1600), он купил примерно в то же время, что и «Завтрак гребцов» Ренуара. Эль Греко представлялся американскому коллекционеру «первым бесстрастным экспрессионистом». Особой любовью Филлипса пользовался и Шарден. Он считал, что Шарден был «первым современным живописцем». В Собрании находится один из лучших натюрмортов мастера — «Блюдо со сливами» (ок. 1728).


Большой вклад внес Дункан Филлипс в развитие современной американской живописи. Он не только покупал работы молодых американских художников, но и платил ежемесячную стипендию подающим надежды живописцам.


phillips_4.jpg (22857 bytes)
Картина американского художника-портретиста
Томаса Икинса «Мисс Амелия ван Берен» (ок. 1891)
также  хранится в Собрании Филлипс.


Сегодня основанный Филлипсом музей играет заметную роль в культурной жизни столицы Соединенных Штатов. Помимо постоянной экспозиции, заинтересовать посетителя могут временные выставки, лекции и мастер-классы, проводящиеся в его здании. Следуя заветам своего основателя, который считал, что «человека необходимо развивать посредством живописи», музей продолжает «нести искусство в массы».


ВЕЛИКИЙ СОБИРАТЕЛЬ


Дункан Филлипс родился в 1886 году в Питтсбурге. Он был внуком Джеймса Лафлина, банкира и одного из основателей «Стальной компании Джонс и Лафлин». В 1896 году Филлипсы перебрались в Вашингтон. В 1918 году, после смерти отца и брата, Дункан Филлипс открыл в своем доме Мемориальную галерею. По его задумке она должна была работать несколько дней в неделю — по вечерам. Но вскоре галерея стала пользоваться такой популярностью, что Филлипс решил отдать под музей весь дом.


phillips_5.jpg (20039 bytes)
Дункан Филлипс. Фотография 1921 года


Обладая значительным состоянием, он мог позволить себе вкладывать деньги в искусство. Филлипс собрал замечательную коллекцию произведений современного искусства

Страниц: 1 2

Scroll to top