Пьер Огюст Ренуар. «Портрет Базиля».
Пьер Огюст Ренуар
«Портрет Базиля»
Огюст Ренуар в домашнем электронном музее (100 электронных альбомов великих художников, включая импрессионистов)
Постеры картин Огюста Ренуара
|
«Портрет Базиля». 1867 г. Холст, масло. 105х73,5 см. Музей д’Орсэ, Париж. |
«… Со времени обучения в Школе изящных искусств Ренуар дружил с Фредериком Базилем. Вместе они жили в мастерских, которые снимал Базиль. Его родители были богатыми виноделами и с неудовольствием относились к увлечению сына. Сначала они разрешили ему заниматься живописью, если он будет сочетать уроки с изучением медицины. Но Фредерик полностью посвятил себя живописи. Базиль написал картину «В мастерской художника», где изобразил своих друзей у себя в гостях: Мане, Золя, Моне, Эдмона Метра, играющего на пианино, Ренуара. Сам Базиль, худой и высокий, возвышающийся над всеми, стоит у мольберта рядом с Мане и Моне. Ренуар сидит на столе и разговаривает с Золя, поднимающимся по лестнице на антресоли. Чистота, простор, картины по стенам, немного мебели и огромное, наполовину задрапированное окно с видом на крыши Парижа. Искусство в красках, звуках, разговорах и ничего более — таково впечатление от этого холста.
Фредерик Базиль «Портрет Пьера Огюста Ренуара». 1867 г. Холст, масло. 122х107 см. Музей д’Орсэ, Париж.
|
Фредерик Базиль «В мастерской художника». 1870 г. Холст, масло. 98х128,5 см. Музей д’Орсэ, Париж.
|
|
|
В одно время, наверное, и в одной мастерской Базиль написал портрет Ренуара, а Ренуар — портрет Базиля. Он закончил его в 1867 году, а через три года Фредерик Базиль был убит в сражении при Бон-ла-Роланде в 1870 году, в тот самый год, когда он написал свою собственную картину «В мастерской художника».
Ренуар написал портрет Базиля с большой сердечностью. Это чувствуется в каждой мелочи, изображенной на картине. Самое неожиданное в ней точка, которую Ренуар нашел, чтобы представить зрителям Базиля и определить всю портретную композицию. Ренуар жил бок о бок с другом и часто наблюдал, как Базиль работал над своими картинами, какое принимал положение, как был одет. Поэтому впечатление полной достоверности и естественности облика Фредерика Базиля — самое сильное и удачное. Именно в этой находке в первую очередь проявился талант Ренуара.
Базиль не позирует художнику, он сосредоточенно и углубленно работает над своим холстом, стоящим перед ним на мольберте. Базиль одет в простой костюм, а на ногах у него мягкие домашние туфли, завязанные тесемками. Он сидит на стуле, и мы видим его профиль, склоненную к палитре голову. Свет падает на спину, затылок и на холст, который он пишет масляными красками. Вокруг висят и стоят прислоненные к стене холсты, а на ровном фоне стены четко выписан Ренуаром профиль Фредерика Базиля. Эта картина особенно понравилась Эдуарду Мане, и Ренуар подарил ему портрет. Впоследствии Мане сравнивал новые работы Ренуара именно с этим портретом…»
По материалам из книги М.С.Лебедянский «Портреты Ренуара». — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.: ил.
|
|