You Are Here: Home » Музеии » Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия


Картинная галерея, которую Айвазовский завещал родному городу, прошла невредимой сквозь бури и потрясения XX века. Самое серьезное собрание работ художника хранится именно в ней.

Картины Айвазовского представлены как в отечественных (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Курск, Нижний Новгород, Саратов, Ярославль и др.), так и зарубежных (Армения, Грузия, Беларусь, Украина, Казахстан, Латвия, Германия, Италия, Франция, США) коллекциях живописи. При этом нет ничего удивительного в том, что наиболее обширным собранием его произведений обладает Феодосийская картинная галерея его имени, ставшая живым памятником художнику


.ayvasovsky_1.jpg (29653 bytes)
Фасад Феодосийской картинной галереи.
На постаменте памятника Айвазовскому — емкая фраза:
«Феодосия — Айвазовскому».


Ее создание было главным событием XIX века в культурной жизни юга России. Открытие галереи приурочили ко дню рождения Айвазовского — оно состоялось 29 июля 1880 года. Галерея располагалась в специально построенном по проекту художника зале. Ее здание вплотную примыкало к дому мастера, возведенному к началу 1850-х годов по образу и подобию итальянских загородных вилл эпохи Возрождения. Он располагался вне городской территории на самом  берегу моря и поражал своими размерами, функционально ориентированными архитектурными формами, внушительностью главного фасада, богато декорированного привезенной из Италии мраморной и керамической скульптурой, и импозантностью интерьеров парадных гостиных, предназначенных для приема гостей.


В 1890 году художник реконструировал галерею, переделав, в частности, кровлю в виде большого стеклянного фонаря, что улучшило освещение картин.


ayvasovsky_2.jpg (23109 bytes)
Один из залов галереи


В течение первых 20 лет существования коллекция галереи и ее экспозиция не были постоянными. Айвазовский часто устраивал выставки своих работ в России и за рубежом. Картины продавались и, как правило, не возвращались в Феодосию. Но художник работал довольно быстро, и в течение нескольких месяцев зал заполнялся новыми произведениями. Таким образом, зрителей в галерее всегда ожидали новые впечатления.


Больше всего посетителей было в доме живописца летом и осенью, когда в Феодосию заходили пассажирские пароходы. Особенно привлекала публику близость самого художника. По воспоминаниям современников, Айвазовский часто, когда в зале собиралось много гостей, спускался к ним из мастерской и беседовал с ними, иногда он работал на публике. Цитируем одного из свидетелей: «В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен. Он не стеснялся присутствием гостей, усиленно приглашал нас в свою мастерскую. Не отрываясь от мольберта, он шутил и работал, работал неустанно».


ayvasovsky_3.jpg (21265 bytes)
Поздняя картина Айвазовского «Наполеон на острове св.Елены»
(1897), входящая в экспозицию галереи, проникнута романтическим культом сильной личности.


После смерти Айвазовского картинная галерея, согласно его завещанию, перешла во владение города.


В начале XX века жизнь в ней замерла, назначаемые городской думой заведующие не могли заменить ушедшего мастера. В 1914 году, в связи с угрозой бомбардировок с моря, коллекцию вывезли в Симферополь. Вернулась она на свое место лишь в начале 1920-х годов, когда галерея была национализирована.


В 1923 году ее директором стал Н.С.Барсамов (1892-1978). Следующие полвека истории галереи связаны с именем этого выдающегося человека, автора самого полного исследования жизни и творчества Айвазовского, одаренного педагога и талантливого художника. Постепенно изменялась концепция самой галереи: монографическая коллекция с течением лет преобразовалась в собрание пейзажной, в основном маринистической живописи.


ayvasovsky_4.jpg (19887 bytes)
Художник М.Латри (1875-1935) приходился Айвазовскому внуком.
Его работа «Суда на рейде» (1920-е) является собственностью Феодосийской картинной галереи.


В годы Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали в Ереван. Но уже к маю 1946 года в здании были завершены ремонтно- восстановительные работы, и после пятилетнего перерыва в залах галереи вновь появились любители живописи.


В 2001 году Указом Президента Украины галерея получила статус Национальной.


В настоящее время ее собрание — это уникальный комплекс произведений живописи и графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно- прикладного искусства — всего более 11 тысяч экспонатов. В музее хранится 417 работ Айвазовского. Экспозиция располагается в двух зданиях (памятниках архитектуры XIX века) — в доме И.Айвазовского и особняке его сестры. Здесь представлены его собственные произведения, а также работы его современников, учеников и последователей: Л.Лагорио, А.Фесслера, Э.Магдесяна, М.Латри, А.Ганзена, К.Богаевского, М.Волошина, Н.Барсамова и др.


МАКС ВОЛОШИН


ayvasovsky_5.jpg (19100 bytes)
Картина «Мы плыли мимо Однообразных берегов»
создана Волошиным в 1929 году

Страниц: 1 2

Scroll to top