You Are Here: Home » Музеии » Музей Франса Хальса, Харлем

Музей Франса Хальса, Харлем

Музей Франса Хальса, Харлем

Музей Франса Хальса, Харлем


Этот музей как нельзя лучше подходит для картин Франса Хальса и современных ему художников.

Во второй половине XIX века интерес к творчеству Хальса стремительно вырос. Его картины все чаще стали появляться на аукционах. Работы художника покупались за баснословные суммы и быстро расходились по музеям и частным собраниям Европы и Соединенных Штатов Америки. Сегодня полотна Хальса хранятся в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Петербурге. Однако больше всего работ художника находится в Харлеме, в музее, который носит его имя.


harlem_1.jpg (33305 bytes)
Бывший приют для престарелых, а ныне — музей Франса Хальса.


Музей Франса Хальса занимает три здания в историческом центре Харлема. Ядро коллекции находится на Гроот Хейлиланд, в доме, где при жизни Хальса помещалась богадельня. Именно в этом здании художник писал свои последние групповые портреты – регентов и регентш приюта для престарелых. История этого здания удивительна. В 1606 году в Харлеме проводился литературный конкурс «Национальная сокровищница», участие в котором приняли поэты и драматурги со всей Голландии. Пользуясь большим стечением публики, городские власти провели благотворительную лотерею и на собранные деньги построили дом для престарелых.

В 1810 году, «за отсутствием престарелых постояльцев», здание переоборудовали в сиротский приют, просуществовавший до 1906 года, после чего дом перешел в городскую собственность. Постепенно бывший приют для престарелых перестроили и расширили, и 14 мая 1913 года в нем открылся музей Франса Хальса.


harlem_2.jpg (27686 bytes)
Один из залов музея Хальса


Гордостью музея являются, конечно же, знаменитые хальсовские групповые портреты офицеров стрелковых рот и попечителей богоугодных заведений. Особое впечатление производят портреты регентов и регентш приюта для престарелых, размещенные друг против друга в одном из залов.

В собрании музея есть и самая ранняя из известных нам работ Хальса – «Портрет Якоба Цаффиуса» (1611). Цаффиус был архидьяконом церкви святого Баво в Харлеме. В музее можно увидеть также знаменитые парные портреты Николаса ван дер Меера и его жены, созданные Хальсом в 1631 году.

Музей обладает не только работами Франса Хальса, но и пейзажами, маринами и натюрмортами других голландских художников XVII века. Например, знаменитый Флорис Ван Дейк представлен здесь своим изящнейшим «Натюрмортом к завтраку» (1613). Очень любопытна картина Питера де Гребера «Мать и дитя». Это – «мирской» образ Богородицы с Младенцем Христом, написанный в пику протестантской церкви, запрещавшей любые изображения Бога и святых.


harlem_3.jpg (23169 bytes)
«Регенты госпиталя святой Елизаветы» (1641)
кисти Франса Хальса.


Помимо картин, в экспозиции музея есть восхитительные вещи голландского стекла XVII века, дельфтская керамика и старинная мебель. А посетителям «дошкольного и младшего школьного возраста» особенно нравится разглядывать коллекцию кукольных домиков XVIII века с миниатюрной мебелью, посудой и всеми предметами обихода.

Два других музейных помещения находятся на Рыночной площади, расположенной в самом центре старого города. Одно из них – Вервейхаль, названный в честь Кееса Вервея, одного из ведущих голландских художников XX века, умершего в 1995 году. В этом филиале собрано более 7000 произведений современной живописи, включая работы голландских фовистов, модернистов, экспрессионистов и художников, входивших в объединение «Кобра». Это объединение возникло в 1948 году, а его название происходит от сокращенного названия трех городов, которые были родиной участников группы, — Копенгагена, Брюсселя и Амстердама. Самым известным членом «Кобры» был Констант Нойвениус, известный просто как Констант. Его произведения представлены в Вервейхале очень широко.


harlem_4.jpg (27011 bytes)
«Натюрморт к завтраку» (1613) кисти Флориса Ван Дейка.


По соседству с Вервейхалем находится Влеесхаль, великолепный образец архитектуры XVII века. Это здание было построено харлемским зодчим Ливеном де Кеем в 1602-1603 годах. Когда-то в нем размещался городской мясной рынок. А теперь проводятся выставки картин современных художников.

ЛИВЕН ДЕ КЕЙ


harlem_5.jpg (25235 bytes)
Фасад Влеесхаля


Ливен де Кей (1560-1627) родился в нидерландском городе Генте, на территории нынешней Бельгии. В конце XVI века он навсегда покинул свою родину и поселился в Харлеме. В ту эпоху Гент считался глухой в культурном отношении провинцией, а север Нидерландов назывался «Скучными Нидерландами». В Харлеме Ливен де Кей быстро обрел известность и статус одного из лучших архитекторов. Самым известным его творением стал Влеесхаль. Фасад здания выложен из кирпича и камня и увенчан скульптурными изображениями бычьих голов, которые и по сей день напоминают посетителям о том, что давным-давно здесь шумел городской мясной рынок. Голландский историк Питер Гейл описал это здание как «смелое и энергичное на вид», назвав его «триумфальным образцом нидерландского Ренессанса».


По материалам «Художественная галерея. Хальс», №62, 2005 г.


Scroll to top