You Are Here: Home » Музеии » Музей Баррела.

Музей Баррела.

Музей Баррела.

Музей Баррела


Уильям Баррел (1861-1958) был одним из самых страстных и знающих коллекционеров своего времени. Покупать произведения искусства Баррел начал еще мальчиком и не оставлял этого занятия до самого конца своей долгой жизни. Все это время он делал в среднем два приобретения в неделю и в старости стал обладателем приблизительно 8 000 произведений искусства, имеющих высокую художественную ценность. В конечном итоге Баррел подарил все это собрание своему родному городу Глазго и выделил деньги на постройку здания, где могла бы экспонироваться его коллекция. Музей Баррела был открыт в 1983 году.







Музей Баррела

Здание музея из стекла и стали, увенчанное великолепной деревянной крышей, создал архитектор Барри Гэссон.

В 1875 году, будучи четырнадцатилетним мальчиком, Баррел начал работать клерком в семейной судоходной компании, основанной его дедом. Спустя десять лет, в 1885, умер отец, и Баррел вместе со своим братом Джорджем приняли на себя управление компанией. Совместно они сумели добиться больших успехов, и под их руководством компания приобрела международную известность. Обязанности братьев были разделены: Джордж занимался техническими вопросами, а Уильям оказался очень предприимчивым бизнесменом.


К этому времени Баррел начал задумываться над тем, чтобы вернуться к прежнему бизнесу, а в 1905 году вместе с братом заказал двадцать новых судов, к которым через несколько лет добавилось еще восемь. Большая часть этих судов была продана во время Первой мировой войны, когда на них резко подскочил спрос, что принесло братьям огромный доход. Постепенно угасая, компания продолжала существовать вплоть до 1939 года, однако Уильям Баррел окончательно покинул ее сразу после той, военной распродажи судов. Он умело вложил полученные деньги и всю оставшуюся жизнь занимался своим любимым делом — коллекционированием.


Когда и как зародилась любовь Уильяма к произведениям искусства, мы не знаем. Известно только, что это не было семейной традицией, и отец Уильяма не раз сетовал на то, что его сын тратит карманные деньги на какие-то безделушки, а не на биты для крикета или ракетки для тенниса. Уильям был, что называется, прирожденным коллекционером и отличался прекрасным вкусом и широтой интересов. Больше всего он любил искусство европейского средневековья, в первую очередь цветное стекло и гобелены, но собирал и работы мастеров Древнего Египта, Греции и Рима, а также Азии, включая китайскую бронзу, керамику, резьбу по нефриту и японские гравюры.


Среди художников его больше всего привлекали французские мастера XIX века, и Уильяму удалось собрать для своей коллекции более 20 картин и рисунков Дега, а также избранные работы Сезанна, Делакруа, Жерико, Мане, Милле, Сислея и других. Есть в собрании Баррела и полотна, относящиеся к другим эпохам и странам, в том числе «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини, одного из самых ярких представителей итальянского Ренессанса, а также работы двух выдающихся голландских художников XVII века — ранний автопортрет Рембрандта и «Мужской портрет» Франса Хальса. Последний, кстати, был самым дорогим приобретением Баррела.


В 1916 году Баррел приобрел Хаттон Кастл, большой дом близ границы Шотландии с Англией. Самые старые части постройки относятся к 1500-м годам, однако позже здание многократно расширялось и перестраивалось. Баррел внес в него свои изменения, соединив три самые большие комнаты — столовую, гостиную и холл в помещение для своей коллекции. Но, несмотря на внушительные размеры нового зала, он оказался все же недостаточным для того, чтобы выставить в нем все предметы, входящие в собрание Баррела, и потому значительную часть коллекции пришлось оставить в хранилище.







Музей Баррела

Просторные залы музея облицованы натуральным камнем. Слева на стене можно увидеть две картины Дега: «Портрет Эдмона Дюранти» (автора романов и критика) и «Жокеи под дождем».

Вплоть до 1930-х годов Баррел покупал произведения искусства исключительно ради собственного удовольствия, однако позже стал задумываться о создании публичного музея, а в 1944 году подарил свое собрание городу Глазго, прибавив 450000 фунтов на строительство подходящего здания. Однако городу оказалось трудно найти подходящее место для постройки музея — ведь сэр Уильям (он получил этот титул в 1927 году) желал, чтобы музей был построен подальше от центра города, где загрязненный воздух может повредить входящим в коллекцию ценностям. Эта проблема оставалась неразрешимой до 1967 года, когда еще один знаменитый меценат из Глазго, миссис Энн Максвелл Макдональд, подарила городу принадлежащий ей парк Поллок, расположенный на окраине города. Он оказался идеальным местом для постройки музея.


Конкурс на лучший проект музея, проведенный в 1971 году, выиграл британский архитектор Барри Гэссон, предложивший построить здание, в облике которого будут сочетаться традиции и современность. В структуру здания предполагалось включить отдельные элементы приобретенного Баррелом средневекового здания, включая двери и оконные переплеты.


Четверть века, со дня смерти Баррела в 1958 году и до открытия музея в 1983, большая часть его коллекции оставалась в хранилище. За это время она обросла легендами, и о коллекции стали говорить как о скрытом сокровище. Однако после того как в музее побывали первые посетители, стало ясно, что на этот раз реальность превзошла все ожидания.


По материалам «Художественная галерея

Страниц: 1 2

Scroll to top