You Are Here: Home » Художники » Мэри Кассат. Эпизоды из жизни: Женский взгляд

Мэри Кассат. Эпизоды из жизни: Женский взгляд

Мэри Кассат. Эпизоды из жизни: Женский взгляд

Мэри Кассат


Эпизоды из жизни:
Женский взгляд


Мэри Кассат: коллекция


Мэри Кассат в музеях


Мэри Кассат: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Кассат стала, пожалуй, первой художницей, которая нашла в себе достаточно самостоятельности и не стала подделываться под мужской стиль и взгляд на мир. Образы, созданные ею, честны и глубоки.


Принято считать, что Мэри Кассат не оставила заметного следа в истории живописи. Художницу называли импрессионисткой, притом не просто импрессионисткой, но «женщиной-импрессионисткой», желая, тем самым, подчеркнуть главенство «женской темы» в творчестве художницы. Некий критик писал в 1950-х годах о ее сюжетах: «Чай, тряпки и дети; дети, тряпки и чай». Наконец, определив Кассат раз и навсегда в ученицы к Эдгару Дега, историки искусства стали и ее манеру считать производной от манеры Дега. Таким образом, о художнице сложилось превратное представление — как об аутсайдере, подхватывающем открытия своего учителя и повторяющем их на свой лад (то есть, в данном случае, за счет эксплуатации «женской темы»). Лишь недавно некоторые искусствоведы решились заявить, что роль Кассат в становлении современной живописи вовсе не столь незначительна, как представляли ее на протяжении всего XX века.


Всю свою жизнь Мэри Кассат приходилось бороться за творческую самостоятельность. Во-первых, она была женщиной (а, как мы помним, даже не все живописцы соглашались давать уроки дамам), во-вторых — американкой (в этом для европейских художников был тоже привкус второразрядности). Но Кассат оказалась сильной американской женщиной и быстро приучила себя идти своей дорогой, не оглядываясь на недоброжелателей.


Нелепо было бы думать, что стиль Кассат сложился только лишь под влиянием Дега и других импрессионистов. Вовсе нет. Много дало художнице изучение полотен старых мастеров (в первую очередь, Веласкеса и Рембрандта), а также знакомство с работами «старших современников» — Милле и Курбе.


Получив вполне классическое художественное образование, Кассат вскоре отказалась от академической манеры письма, найдя ее неестественной и «прилизанной». Окончательный шаг в сторону импрессионистов она сделала не сразу, но уже с первой их выставки начала внимательно следить за ними, беря на заметку рецепты их «творческой кухни».


Окончательно разорвала отношения с академической школой художница лишь в 1879 году, когда Эдгар Дега пригласил ее выставляться вместе с импрессионистами. Ее сближало с ними, главным образом, стремление к «искренности в живописи», желание приблизить искусство к реальности. Но, работая в одном с импрессионистами русле и беря на вооружение их технические приемы, художница вовсе не копировала стиль кого-либо из них. Она действительно многому научилась у Эдгара Дега, но не стоит забывать о том, что еще до их личного знакомства Дега пришел в восхищение от ее картины, увиденной им на выставке.


Одним из важнейших шагов художников-импрессионистов стало то, что они отвергли постулат о главенстве линии в живописи, безраздельно господствовавший в тогдашней французской живописи. Тем не менее, каждый из них признавал, что без умения владеть линией, этим «атомом» рисунка и композиции, не может быть большого художника. Более того, даже такие «заядлые импрессионисты», как Моне, Писсаро и Сислей, посвятившие себя, казалось бы, целиком изучению колорита и светотени, не смогли до конца преодолеть в себе ностальгию по классической композиции. А Дега, сам превосходный рисовальщик, никогда и не отрекался от своей любви к линии. «На почве линии» он и сошелся с Мэри Кассат (кстати, увидев ее «Утренний туалет», он, прежде всего, отметил в нем мастерский рисувнок). Оба они, и Дега, и Кассат, в конце 1880-х годов стали постепенно отходить от импрессионизма, отдавая предпочтение строгим, утонченным композициям.


Тяга Кассат к прочной композиции не осталась незамеченной критиками, которые любили сравнивать ее с другой художницей- импрессионисткой, Бертой Моризо (так уж всегда водится, что женщину сравнивают с ее товаркой, а не с товарищем). Шарль Гюисманс, например, находил стиль Кассат более уравновешенным, спокойным и приятным, чем стиль Моризо, а Поль Гоген писал: «Картины мисс Кассат намного приятнее и сильнее работ Моризо». Кассат редко писала «настроенческие картины», которые были коньком Моризо и других импрессионистов. Ее работы отличаются тщательностью проработки. Зеркала, рамы и узорчатые ткани, столь часто присутствующие в ее картинах, роднят их, как это ни странно, с холодными, выверенными с формальной точки зрения полотнами Энгра. Но, в отличие от Энгра и восхищавшегося его манерой Дега, стремившихся к отстранению от изображаемого сюжета, художница не боялась эмоциональности и писала свои работы «сочувственной кистью».


Несколько снисходительное отношение критиков к Мэри Кассат объясняется тем, что лейтмотивом своего творчества она избрала сугубо семейную, камерную тему матери и ребенка. Это дало повод говорить о ее «неглубокости», узости круга ее интересов. Тем не менее, все те же снисходительные критики признавали, что в своей области Мэри Кассат удалось создать непревзойденные по естественности и прочувствованности  образы.


Для большинства импрессионистов человеческая фигура была лишь одним из элементов стремительно мелькающего и постоянно меняющегося перед глазами художника калейдоскопа жизни, но для Кассат человек всегда оставался центром любой композиции. Зритель, остановившийся перед ее картиной, восхитится, прежде всего, не рисунком или колоритом, или тем, как падает свет (хотя и все это замечательно у Кассат), но тем, как верно и неравнодушно пишет художница своих героев. Каждый из них (в случае Кассат точнее, конечно же, сказать «каждая»)

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top