You Are Here: Home » Музеии » Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Королевский музей изящных искусств, Антверпен


В основу собрания этого музея легла коллекция произведений искусства гильдии святого Луки, составлявшаяся на протяжении долгих веков.


До нас дошло всего около двух дюжин картин, которые принято либо приписывать Рогиру ван дер Вейдену, либо считать работами его учеников, написанными при непосредственном участии мастера (например, по его рисункам). Но и эти две «достоверные» дюжины разбросаны по всему свету, поэтому редкий музей может похвастаться тем, что в его коллекции есть хотя бы две работы Рогира. Тем не менее, такие музеи существуют. Один из них находится в Антверпене, неподалеку от «малой родины» художника.


antverpen_1.jpg (29653 bytes)
Здание музея построено во второй половине XIX века.


Антверпен славится давними и богатыми живописными традициями. Некогда здесь существовала гильдия святого Луки, направлявшая и контролировавшая процесс обуения молодых художников и защищавшая интересы местных живописцев от иногородних и иностранных мастеров. Неверно думать, будто гильдия святого Луки — объединение одних лишь живописцев. Нет, в гильдию также входили и граверы, и керамисты, и скульпторы (последние, впрочем, довольно часто предпочитали гильдии святого Луки гильдию каменотесов). Антверпенская гильдия святого Луки была основана в конце XIV столетия, а самые ранние архивные записи, касающиеся ее деятельности, датированы 1453 годом.


В то время, когда Рогир ван дер Вейден только-только начинал свой творческий путь, самым оживленным городом Нидерландов был Брюгге. Но уже и тогда было ясно, что слава этого портового города клонится к закату. Река, соединяющая Брюгге с Северным морем, мелела, и центр торговой и деловой активности постепенно начинал смещаться в Антверпен, который к XVI столетию стал крупнейшим международным портом во всей северной Европе.


antverpen_2.jpg (24209 bytes)
Один из залов музея


Почему так много внимания уделяется «торговой и деловой активности»? Да просто потому, что «рынок произведений искусства» уже и тогда был довольно развит. Создается впечатление, что профессия художника была в то время самой популярной в Антверпене. С 1500 по 1600 год гильдия святого Луки приняла в свои члены 694 живописца, 127 скульпторов и 63 гравера. Расцвет Антверпена, впрочем, был недолгим. В конце XVI столетия город почти до основания разрушили испанские войска. И, хотя в XVII веке Антверпен отстроили заново, прежней роли ему вернуть себе не удалось. Центр европейской торговли опять переместился — на сей раз в Амстердам.


Однако торговля — торговлей, а искусство — искусством. В 1663 году живописец Давид Тенирс младший основал в Антверпене художественную академию, которая должна была «обучать искусству живописи, ваяния, перспективы и книгопечатания». За образец Тенирс взял академии Рима и Парижа. Правда, если и в Риме, и в Париже академия сразу же противопоставила себя старинным объединениям художников — гильдиям, то в Антверпене она стала на первых порах своеобразным «флигелем» или «мезонином» гильдии святого Луки.


antverpen_3.jpg (23397 bytes)
Знаменитая «Ева» Лукаса Кранаха Старшего
тоже хранится в Королевском музее изящных искусств


В 1773 году гильдия святого Луки прекратила свое существование, передав все свои архивы и художественные коллекции академии — своей законной наследнице. Именно собрание гильдии (а с 1773 года — академии) легло в фундамент будущего Королевского музея изящных искусств.


Большой вклад в создание музея внес Флорент ван Эртборн (1748-1840), который в 1817-1828 годах был бургомистром Антверпена (именно его стараниям во многом обязан город быстрым восстановлением после Наполеоновских войн). Последние годы своей жизни бургомистр посвятил изучению живописи и собиранию предметов искусства. Будучи патриотом, он страстно любил старых нидерландских мастеров, мало кого интересовавших в то время. За сравнительно небольшие деньги он купил более ста полотен, составляющих ныне красу и гордость Королевского музея. Согласно завещанию Флорента ван Эртборна, картины, приобретенные им, после его смерти перешли в собственность антверпенской художественной академии. Среди 115 полотен, составивших его коллекцию, были работы Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, а также четыре картины, приписываемые Рогиру ван дер Вейдену.


antverpen_4.jpg (20908 bytes)
«Портрет Филиппа де Круа», написанный Рогиром Ван дер Вейденом приблизительно в 1460 году.


К середине XIX века коллекция академии разрослась настолько, что ей потребовалось отдельное здание, которое решено было выстроить в неоклассическом стиле. Строительство нового музея продолжалось более десяти лет, и в 1890 году Королевский музей изящных искусств распахнул свои двери перед первыми посетителями.


БЕЛЬГИЙСКИЕ СОКРОВИЩА


antverpen_5.jpg (27057 bytes)
«Поклонение волхвов» кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640) из собрания Королевского музея изящных искусств.


Хотя в Королевском музее изящных искусств можно увидеть работы многих английских, французских, немецких и итальянских мастеров (в  том числе — работы великого итальянца Антонелло да Мессина), лучше всего здесь, конечно же, представлено творчество бельгийских художников

Страниц: 1 2

Scroll to top