You Are Here: Home » Художники » Клод Моне. «Сад художника в Живерни».

Клод Моне. «Сад художника в Живерни».

Клод Моне. «Сад художника в Живерни».

Клод Моне


«Сад художника в Живерни»


Клод Моне: коллекция картин


Клод Моне в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Клода Моне


Клод Моне: жизнь и творчество


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Клод Моне в музеях


Клод Моне: литература









Клод Моне "Белые кувшинки"
«Белые кувшинки». 1899 г.
Холст, масло. 89х93 см.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.


Клод Моне "Сад художника в Живерни"
«Сад художника в Живерни». 1900.
Холст, масло. 81х92 см.
Музей Д’Орсэ. Париж.

 

С 1883 года репутация Клода Моне как талантливого живописца закрепилась, а финансовое положение улучшилось, и он, подобно другим импрессионистам, стал стремиться к уединению.По существу, уже в течение многихлет Моне жил далеко от Парижа, после Аржантейя на семь лет застряв в Ветейе. Теперь, вместе с Алисой Гошеде, ставшей после смерти мужа в 1892 году его второй женой, ее шестью детьми и двумя своими сыновьями, он поселился в Живерни, крохотной деревушке, расположенной неподалеку от места слияния Эпты и Сены. Такимобразом, Моне жил в местах, полюбившихся ему еще со времен Беннекура, находя живописнейшие уголки, напоминавшие Ветей. Успех его полотен к тому времени стал очевиден, и Октав Мирбо подготовил к печати статью для «Фигаро», где писал: «Клод Моне сегодня одержал победу над врагами, он заставил замолчать всех вокруг. Он, что называется, «преуспел». Если какие-то упрямцы все еще считают искусство застывшей, мертвой формулой и спорят об особенностях его таланта, то они уже не оспаривают тот факт, что этот талант действительно существует и способен заставить признать себя, так как обладает силой и таким обаянием, которое проникает до самой глубины души. Любители, ранее высмеивавшие его, теперь почитают за честь иметь его полотна в своих коллекциях; художники, чаще всего издевавшиеся над ним, отныне рьяно ему подражают».


Подобные строки, помещенные в газете, где ужасный Альбер Вольф все еще печатал свои прозаические сочинения, являются верным свидетельством успеха Моне и его друзей десятилетие спустя после первой выставки у Надара.


По мере того как денег становилось больше, Моне благоустраивал и расширял дом, поначалу арендовав, а затем купив его в 1890 году. Позднее он построил в саду мастерскую, в 1911 году онработал здесь над декорациями для Оранжери по этюдам к «Белым кувшинкам». Весь живернийский период, растянувшийся почти на полвека, прошел под знаком «Кувшинок». В течение двадцати пяти лет, склонившись над поверхностью водоема, Моне бесконечно писал кувшинки, водные растения, плакучую иву. Этой серии набросков предшествовала другая — «Руанские соборы», «Тополя», «Мельницы», после чего художник принялся за «Кувшинки».


Долгий период творчества, связанный с Живерни, отмечен еще одним увлечением художника, захватившим его не менее, чем изучение световых бликов. Моне увлекся садоводством. Оно интересовало его и ранее. И в Сен-Мишеле (Буживаль), и в Аржантейе, и в Ветейе, несмотря на скудные средства, он умудрялся разводить небольшие садики с разросшимися цветниками. В Живерни его страсть дошла до безумия. Планировка созданного художником сада, менявшегося в зависимости от времени года, была продумана до мелочей. Прежде всего была проведена работа на подступах к дому: Моне срубил аллею елей и кипарисов, считая ее слишком унылой, сохранив лишь высокие пни, за которые цеплялись ветви вьющегося шиповника, вскоре сомкнувшиеся и превратившиеся в усыпанный цветами сводчатый туннель над тропинкой, который вел к дому от ворот. Позже, когда пни разрушились, он заменил их металлическими дужками, постепенно зараставшими цветами. Питая отвращение к большим декоративным клумбам, которые обычно устраивают на своих лужайках буржуа, он рассаживал кучно или в виде бордюров ирисы, флоксы, дельфиниумы, астры и гладиолусы, георгины и хризантемы, а также луковичные растения, которые на ярко-зеленом фоне английских лужаек смотрелись как   роскошный мозаичный ковер. Не подлежит сомнению, что его опытный глаз мог искусно смешивать краски цветов для достижения гармоничных сочетаний, контрастов и переходов.


Покончив с цветником у дома, Моне на имевшиеся у него свободные средства купил большой заболоченный участок земли по другую сторону дороги, граничивший с его садом, и осушил его. Сделав небольшую канаву, соединившую его участок с рекой Эптой, он смог наполнить водой небольшой, неправильной формы искусственный водоем, перекинул через него японский мостик, с которого свисало душистое сиреневое и белое кружево глициний. Водоем был засажен кувшинками всех видов, а по краям была устроена живая изгородь из ирисов и стрелолиста. В книге, посвященной Моне («Этот неизвестный Клод Моне»), его пасынок Ж.П.Гошеде заметил, что художнику важнее всего была не диковинка, а впечатление, произведенное ею. Впечатление от детали и от целого

Страниц: 1 2