You Are Here: Home » Художники » Клод Моне. Эпизоды из жизни: Мастерская Глейра

Клод Моне. Эпизоды из жизни: Мастерская Глейра

Клод Моне. Эпизоды из жизни: Мастерская Глейра

Клод Моне


Эпизоды из жизни: Мастерская Глейра


Клод Моне: коллекция


Клод Моне в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Клода Моне


Клод Моне в музеях


Клод Моне: литература


Клод Моне: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


«…Около тридцати учеников одновременно занимались в мастерской Глейра, готовясь к вступительным экзаменам. Глейр был швейцарцем из кантона Во, автором довольно известного раннесимволистского полотна «Вечер, или Постоянные иллюзии», помпьеристом- соглашателем и любимой мишенью художников- острословов. Благодаря своему благодушию он прослыл либералом, и потому к нему тянулась вся обожавшая независимость молодежь.


Этот мужественный человек, помня о своей нищенской юности, не брал денег, предлагаемых за уроки. Он появлялся в мастерской два раза в неделю — сделать поправки в работах учеников. Требования его были просты: рисовать и еще раз рисовать. Питая неприязнь к цвету, Глейр позволял ученикам использовать его лишь после долгих месяцев работы с живой натурой. Ренуар вспоминал об огромной, лишенной мебели комнате, битком набитой молодыми художниками, склонившимися над мольбертами. Свет, падавший из находившегося, по всем правилам, в северной стороне застекленного проема, окрашивал натурщика в сероватые тона.


В одно время с Ренуаром в мастерской Глейра работали Базиль, Сислей и Моне, ослеплявший своих товарищей белизной кружевных манжет. Моне не испытывал симпатии к создателю «Утраченных иллюзий» и описал один случай, подвигнувший его покинуть мастерскую Глейра: «Он внушительно расположился на стуле и стал внимательно рассматривать кусок холста. Как сейчас вижу: вот он повернулся ко мне, с удовлетворением кивнул массивной головой, и я словно слышу его голос, улыбаясь, он произносит: «Неплохо, совсем неплохо поработали, но вы слишком точно воспроизводите модель. Перед вами коренастый человек с неимоверно большими ступнями: вы изображаете их такими, какими видите. Это выглядит уродливо. Изображая человека, юноша, нужно помнить об античных образцах. Природа, мой друг, хороша лишь как объект изучения, сама по себе она безынтересна».


Отказываясь слепо следовать принципам академизма, Моне через некоторое время предложил своим друзьям: «Бежим отсюда!» Время было подходящее: как раз наступили пасхальные каникулы, и группа молодых художников отправилась в Барбизон, чтобы разыскать товарищей, работавших на пленэре профессионально. Смешно сказать, но именно Глейр посоветовал им отправиться в Фонтенбло для работы на натуре.


Не разделяя точку зрения Моне и его непримиримое отношение к Глейру, Базиль и Ренуар последовали за ним в Барбизон — точнее сказать, в Шайи-ан-Бьер — лишь на время каникул, после чего вернулись в мастерскую. Много лет спустя Ренуар заметил, что если Глейр ничему и не научил будущих импрессионистов, то он по крайней мере не мешал им. И все же именно ему импрессионисты обязаны умением рисовать и знанием всех технических приемов…»


По материалам книги Ж.-П. Креспель «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883″./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. — М.: Мол.гвардия, 1999. — 301[3]с.


Scroll to top