You Are Here: Home » Музеии » Капелла дель Арена, Падуя

Капелла дель Арена, Падуя

Капелла дель Арена, Падуя

Капелла дель Арена, Падуя



Лучшими работами Джотто были фрески, написанные им для различных церквей. Выделяется в этом ряду монументальная серия в капелле дель Арена, в Падуе.

Джотто бедно представлен в музеях мира. Лишь «Мадонна Оньиссанти» экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Несколько других музеев (лондонская и вашингтонская национальные галереи, парижский Лувр) располагают панелями, которые приписываются Джотто или считаются вышедшими из его мастерской. Лучшие работы Джотто дошли до нас в виде фресок. Известны три храма, расписанные художником. Относительно авторства фресок в церкви Сан-Франческо в Ассизи у специалистов имеются разногласия, а фрески во флорентийской церкви Санта-Кроче сильно повреждены. Лучше всего сохранились фрески, созданные Джотто в капелле дель Арена в Падуе. Они и дают достаточно полное представление о творчестве великого художника.


Капелла дель Арена, Падуя
Фасад капеллы дель Арена в Падуе


Капелла получила свое название по месту расположения — там, где она сейчас стоит, некогда располагался античный амфитеатр. В 1300 году этот участок земли купил богатый житель Падуи Энрико Скровеньи и выстроил на нем роскошный дом с прилегающей к нему с южной стороны церковью.


Дом не дожил до наших времен; церковь же сохранилась. Северная сторона капеллы (некогда примыкавшая к дому и потому лишенная окон) словно специально была создана для росписей. Да и вся капелла спроектирована с этим «умыслом» — интерьер ее прост, здесь нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.


Капелла дель Арена, Падуя
Интерьер капеллы, с написанной в глубине,
на западной стене, фреской Джотто «Страшный суд»


Снаружи церковь столь же проста. По сути, она представляет собой каменную коробку для хранения фресок. Автор проекта нам неизвестен, но высказывалось мнение, что к этому мог приложить руку сам Джотто. Неизвестна и точная дата постройки церкви. Приблизительно: начало строительства датируется 1303 годом. В 1305 году капеллу освятили.


Построенная церковь была посвящена Марии Милосердной (Санта-Мария дела Чарита). Энрико Скровеньи говорил, что возвел ее в честь Девы Марии и Падуи — в надежде спасти тем самым свою душу и души своих предков. На то были свои причины — отец Энрико, Реджинальдо, был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде. Об этом человеке повествует в своей «Божественной комедии» Данте, показывая его душу пребывающей сначала в аду, а затем, стараниями Энрико, перемещенной в Чистилище.


Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. Третий ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. Ниже этих основных сцен написано 14 аллегорических образов добродетелей и пороков. Любопытно — они расположены как бы «смотрящими» друг на друга. Над входной дверью, пробитой в западной стене, помещена большая сцена Страшного суда. У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии.







Капелла дель Арена, Падуя
Фигура архангела Гавриила с фрески «Благовещение».
Фигуру Девы Марии Джотто изобразил на другой стороне арки.


Капелла дель Арена, Падуя
«Сретение Господне»,
сцена из второго яруса фресок на южной стене


В восточной стене капеллы имеется арочное отверстие, ведущее в алтарь, стены которого тоже расписаны, но к этой росписи Джотто не имеет отношения. Над аркой с внешней стороны алтаря — еще одна фреска Джотто, на которой изображен Господь, посылающий архангела Гавриила к Деве Марии с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Немного ниже, на одной стороне арки, архангел Гавриил сообщает эту новость Марии, а на другой стороне — Мария внимает небесному посланнику. Еще ниже — две сцены, повествующие о жизни Девы Марии и Иисуса (сюжетно они связаны с основной частью цикла, но отличаются меньшими размерами).


Наконец, в самом низу стены, ближе к полу, изображены две комнаты со сводчатыми потолками (смысл этих фресок не разгадан). Простой деревянный потолок капеллы выкрашен в символизирующий Небеса синий цвет. На этом фоне Джотто написал десять медальонов с изображением Девы Марии, Иисуса и ветхозаветных пророков.


Капелла дель Арена много раз переходила из рук в руки. В 1820 году дом был окончательно разрушен. Сохранившуюся церковь в 1880 году приобрел в городскую собственность муниципалитет Падуи. Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.


Капелла дель Арена, Падуя
На фреске «Воскрешение Лазаря» имеются
как — в смысле исполнения — сложные (меньшей площади),
так и простые (большей площади) участки.


СЧИТАЯ ДНИ

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской

Страниц: 1 2

Scroll to top