You Are Here: Home » Музеии » Художественный музей Бриджстоун, Токио

Художественный музей Бриджстоун, Токио

Художественный музей Бриджстоун, Токио

Художественный музей Бриджстоун, Токио


Художественный музей Бриджстоун обязан своим появлением человеку, который в трудные времена поставил себе задачу сохранить оказавшиеся в опасности произведения искусства.

Вскоре после смерти Сислея его работы резко подскочили в цене. За ними началась настоящая охота. Уже в 1900 году «Наводнение в Пор-Марли» было продано на аукционе за 43000 франков. Столько денег Сислей не заработал за всю свою жизнь. Особенным спросом у коллекционеров пользовались его картины, написанные в 1870-е годы. Сегодня полотна Сислея можно встретить в любом крупном музее мира. Наиболее полно творчество художника представлено в парижском музее Дорсе. Немногим уступают ему парижский музей Пти Пале, лондонские галереи Тейт и Куртольда, вашингтонская Национальная галерея, нью-йоркский музей Метрополитен, мюнхенская Новая Пинакотека и некоторые другие собрания живописи.


Художественный музей Бриджстоун, Токио
Музей Бриджстоун размещается
в штаб-квартире компании «Бриджстоун»


Многие полотна Сислея хранятся в частных коллекциях. Среди покупателей его картин в свое время оказалось немало японцев, находивших у художника немало черт, сближающих его творчество с японской художественной традицией. Одним из них был выдающийся коллекционер XX века Сёдзиро Исибаси, основатель корпорации «Бриджстоун» («stone bridge», или «каменный мост», — именно так звучит в переводе на английский фамилия «Исибаси»), чья продукция известна каждому автолюбителю. В трудную для Японии эпоху, наступившую после ее поражения во Второй мировой войне, Исибаси скупил множество картин. Этим картинам грозила опасность навсегда уйти из страны, поскольку — в условиях тяжелейшего экономического кризиса и разрухи — прежде богатые японцы распродавали свои последние ценности, чтобы выжить. Исибаси собирал произведения искусства с гуманной целью — выставить их в общедоступном музее, где бы они «дарили, — по его словам, — радость и счастье всем людям». В 1952 году он исполнил свою мечту, организовав в самом центре Токио Художественный музей Бриджстоун. Ядро музейного собрания составили работы западноевропейских художников — и в первую очередь, импрессионистов и их последователей, принадлежащих к французской школе живописи.


Художественный музей Бриджстоун, Токио
Интерьер музея


Сегодня музей Бриджстоун является крупнейшим собранием западноевропейской живописи в Японии. В экспозиции, в частности, широко представлен пейзаж. Тут, разумеется, не обошлось без Сислея. Коллекция хронологически охватывает все творчество художника — от его ранней работы «Женщины, отправляющиеся в лес» (1866) до одной из последних картин «Бухта Леди» (1897), созданной во время поездки мастера в Уэльс. Эта вещь показывает, насколько свободнее становится в конце жизни манера Сислея, как просветляется его палитра. В музее хранится очень популярная картина живописца — «Июньское утро в Сен-Мамме» (1884), на которой изображена уходящая вдаль прибрежная улица, освещенная косыми лучами летнего солнца. Любопытно, что тут же можно увидеть ряд пейзажей Моне, что позволяет посетителю сравнить манеру этих двух столь разных — несмотря на близкую дружбу и исповедание одной художественной веры — мастеров. Настоящая жемчужина токийского собрания — картина Моне «Наводнение в Аржантёе» (1872-1873), написанная за три года до появления знаменитой серии Сислея «Наводнение в Пор-Марли». На этом полотне Моне городок Аржантёй теряется на заднем плане; главное же внимание художник уделяет меланхоличному пейзажу с торчащими из-под воды затопленными деревьями. Отличие от сислеевского подхода к изображению природы — разительное. Кроме того, музей располагает несколькими работами Моне из его известнейшей серии «Кувшинки».







Художественный музей Бриджстоун, Токио
Картина «Молодой человек в черном жилете» (1912) Амедео Модильяни, хранящаяся в музее.


Художественный музей Бриджстоун, Токио
В ранней работе Сислея «Женщины, направляющиеся в лес» (1866) прослеживается сильное влияние Коро (об этом свидетельствуют холодный колорит, четкая геометрия и сельский сюжет).


Экспозиция музея знакомит любителей творчества Сислея с широчайшим контекстом, выявляющим уникальность этого художника. Здесь представлены как реалисты середины XIX века, предшественники импрессионистов, так и те, кого — более или менее условно — можно рассматривать как продолжателей дела импрессионистов. Среди произведений, которые хочется особо отметить, — картина Мориса Утрилло (1883-1955) «Канал Сен-Дени (1906-1908), пейзажи, принадлежащие кисти «пуантилиста» Поля Синьяка и фовистов Анри Матисса и Мориса Вламинка. Все они продолжили эксперименты с цветом и освещением, начатые Сислеем и его друзьями. Любопытен и пейзаж, написанный в 1913 году Жоржем Руо (тоже входившим в группу фовистов). В этой работе он, подобно Сислею, стремился гармонизировать вечный мир, измене6нный присутствием человека, но ее колорит резко отличает Руо от его предшественника — он гораздо мрачнее сислеевского.


Художественный музей Бриджстоун, Токио
На картине «Венеция, сумерки» (1908)
Моне пишет город, освещенный
пылающим светом.


МОНЕ В ВЕНЕЦИИ

В последний раз Моне выезжал за рубеж в 1908-м и 1909 годах, посетив (в сопровождении своей второй жены, Алисы) Венецию. Художник был очарован этим городом, запечатлев его в серии холстов. Они

Страниц: 1 2

Scroll to top