You Are Here: Home » Художники » Гюстав Курбе. Жизнь и творчество

Гюстав Курбе. Жизнь и творчество

Гюстав Курбе. Жизнь и творчество

Гюстав Курбе


Гюстав Курбе.
«Автопортрет»


Гюстав Курбе: коллекция


Гюстав Курбе: литература


Гюстав Курбе в музеях


Хронология жизни









Эпизоды из жизни: 1. Бунтарь

2. Шокирующий реализм


КУРБЕ Гюстав (1819-1877) — выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма.


Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.


Ранние работы Курбе отражают романтическое мироощущение художника, отмеченное сентиментальной мечтательностью («Автопортрет с черной собакой», 1844, Музей изящных искусств, Париж; «Влюбленные в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион; «Раненый человек», 1844, Лувр, Париж; «Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Дворец изящных искусств, Лилль).







Гюстав Курбе
«Автопортрет (Курбе с черной собакой)». 1844 г.
Холст, масло.
Музей дю Петит Палас, Париж.


Гюстав Курбе
«Раненый человек». 1844-1854 гг.
Холст, масло.
Музей д’Орсэ, Париж.


Несмотря на отсутствие в картинах ярко выраженной социальной направленности, тот факт, что художник обращается к окружающей его действительности, просто и естественно передает увиденное, говорит о зарождении реалистического метода в его живописи.


Социальное содержание вкладывает художник в более позднюю свою работу — «Каменотесы» (1849-1850), ранее в Дрезденской галерее, погибла во время второй мировой войны), в которой он со всей суровостью и откровенностью рисует правду жизни. Та же неприукрашенная действительность смотрит на нас и с других полотен Г.Курбе, написанных почти одновременно с «Каменотесами»: «Похороны в Орнане» (1849, Лувр, Париж) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (в 1854 г. была переписана, находится в Токио).







Гюстав Курбе
«Похороны в Орнане». 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д’Орсэ, Париж.


Гюстав Курбе
«Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан». 1850-1855 гг.
Холст, масло.
Музей изящных искусств, Безансон.


Стремление Курбе к реалистической передаче материального мира должно было воплотиться в новом художественном методе, отличном от красочности Э.Делакруа и резких светотеневых контрастов О.Домье, лишающих предметы своей объемности. Таким методом для художника становится тональная живопись. Используя свет, он как бы лепит объемы изображаемых вещей и моделей. Чаще всего он берет темный холст, на который кладет сначала темные краски, постепенно переходит к более светлым и заканчивает наложением самого яркого блика. Уверенные и энергичные мазки художника придают формам убедительную жизненную силу.


Восприятие реальности мира во всех его проявлениях художник передает в пейзажах, натюрмортах и портретах.


Его портреты с элементами пейзажа или интерьера напоминают жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848, Музей Фабр, Монпелье; портрет композитора Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената Брюйяса в картине «Здравствуйте, господин Курбе», 1854, Музей Фабр, Монпелье)

Страниц: 1 2

Scroll to top