You Are Here: Home » Музеии » Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов

Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов

Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов

Государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов


Первые работы В.Борисова-Мусатова поступили в саратовский Радищевский музей спустя пять лет после смерти художника от его вдовы. В настоящее время музей обладает одним из лучших мусатовских собраний.

Так сложилось, что большинство произведений В.Борисова-Мусатова «собрались» в московской Третьяковской галерее. Благодаря стараниям В.Серова, первые произведения Третьяковка приобрела у художника еще при его жизни. Эта собирательская работа продолжилась на посмертной выставке художника 1907 года. Существенно пополнилось собрание галереи в конце 1920-х годов – после централизованной передачи ряда произведений из Государственного музейного фонда.


saratov_1.jpg (29613 bytes)
Фасад художественного музея им. А.Н.Радищева


При этом есть музей, который тоже может гордиться солидной коллекцией работ художника. Немаловажно, что находится он на его родине, в Саратове. Это знаменитый музей им. А.Н.Радищева, один из крупнейших в России.

История Радищевского музея любопытна и поучительна. Идея его создания принадлежала известному художнику А.П.Боголюбову (1824-1896), внуку великого Радищева. «Мысль об учреждении музея и школы в родном моем Саратове меня всегда занимала, — записывал он в дневнике, — тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского времени, был саратовским помещиком и дворянином… Я хотел, — продолжал он, -= оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества».


saratov_2.jpg (23901 bytes)
Один из залов музея


Боголюбовский проект вызвал горячее одобрение передвижников. «Поддержать и развить искусство, — формулировал общее мнение Репин в письме к В.Стасову, — может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах».

Долгая борьба Боголюбова за музей увенчалась успехом. 29 июня (11 июля – по новому стилю) 1885 года музей – под названием «Радищевского», которое все-таки, несмотря на его «революционность» отстоял художник, — открылся в специально построенном для него здании. В основу коллекции легло подаренное музею собрание А.Боголюбова – картины, книги и рукописи, мебель, фарфор, этнографические и археологические экспонаты. Позднее коллекция пополнилась поступлениями из Императорского Эрмитажа, Академии художеств от Товарищества передвижных художественных выставок.


saratov_3.jpg (25350 bytes)
«Девушка на балконе» (1900) Борисова-Мусатова,
хранящаяся в Радищевском музее, несет на себе
все основные черты зрелого стиля мастера.


Боголюбов продолжал помогать своему детищу. Он настаивал на открытии при нем рисовальной школы – эта школа начала работать спустя три месяца после смерти художника, который завещал музею все свое имущество и нажитый капитал (две тысячи рублей).

Радищевский музей стал первым провинциальным общедоступным художественным музеем – на него равнялись энтузиасты, организовывавшие такие же музеи в Пензе, Нижнем Новгороде и других российских городах. С самого начала в его залах были представлены произведения выдающихся художников – В.Поленова, Ф.Васильева, В.Васнецова, И.Крамского, И.Репина. Разумеется, небольшое собрание не позволяло дать полную картину развития мирового искусства. Ситуация кардинально изменилась в 1920-е годы, когда в процессе централизованного «перераспределения» национализированных художественных ценностей в Саратов «переехало» множество произведений русских и зарубежных мастеров. Именно тогда родилась научно обоснованная музейная экспозиция.


saratov_4.jpg (24853 bytes)
Эмоциональный «Портрет Нади Репиной» (1881)
кисти И.Репина имеет и другие названия —
«Девочка в розовом», «Больная девочка».


За прошедшие с момента рождения музея 120 лет коллекция музея выросла в десять раз (с двух тысяч до двадцати тысяч единиц хранения). Сегодня художественный музей им. А.Н.Радищева – это огромный художественный комплекс с сетью филиалов. Среди последних – дома-музеи В.Борисова-Мусатова и П.Кузнецова в Саратове, К.Петрова-Водкина в Хвалынске.

Дом-музей (в перспективе Музей-усадьба) В.Борисова-Мусатова открылся в апреле 2000 года, когда отмечалось 130-летие со дня рождения художника, — открылся в том самом флигеле на Плац-параде, где он долгое время жил и творил. Еще в 1912 году П.Кузнецов так прокомментировал сделанные им по просьбе В.Станюковича фотографии этого флигеля: «Дом прекрасный и удобный был для его вдохновения». Предназначенный к сносу в 1970-е годы, он был спасен стараниями энтузиастов. Сейчас идет речь о присоединении к Дому-музею двухэтажного саратовского дома Мусатовых и восстановлении в полном объеме городской усадьбы Мусатовых.

А.П.БОГОЛЮБОВ


saratov_5.jpg (21201 bytes)
Этот «Портрет А.П.Боголюбова»
написан И.Репиным в 1882 году.


Трепетно хранивший память о своем великом деде, Алексей Петрович Боголюбов прожил долгую яркую жизнь. В молодости морской офицер, он окончил с золотой медалью Академию художеств и был назначен художником Главного морского штаба. По поручению Александра II создавал живописную историю петровских морских баталий. Будучи членом правления Товарищества передвижных художественных выставок, активно участвовал в работе ТПХВ. По состоянию здоровья был вынужден долго жить во Франции – в это время в его мастерской образовался целый кружок молодых живописцев

Страниц: 1 2

Scroll to top