You Are Here: Home » Музеии » Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


В Эрмитаже находится превосходная коллекция работ Ватто, приобретенная Екатериной II у знаменитого коллекционера Пьера Кроза.


Санкт-Петербургский Эрмитаж располагает одним из лучших в мире собранием живописи. Сначала он размещался в небольшой пристройке к Зимнему дворцу, так называемом «Малом Эрмитаже», созданном по проекту Жана-Батиста Валлена-Деламота, но уже очень скоро пришлось построить Новый Эрмитаж, поскольку коллекция произведений искусства пополнялась слишком стремительно.


hermitage_1.jpg (29230 bytes)
Фасад Зимнего дворца, в котором находится
Государственный Эрмитаж.


Само здание Зимнего дворца было закончено в 1762 году, уже после смерти «дщери Петровой», по заказу которой Растрелли и возводил его. Через несколько месяцев после кончины государыни Елизаветы Петровны полновластной владычицей здесь стала Екатерина II. Она-то и заложила фундамент будущего музея, купив сначала собрание некого берлинского негоцианта Готцковского (225 полотен голландских и фламандских мастеров), а затем богатейшую коллекцию Пьера Кроза, покровителя Ватто. Среди картин, приобретенных у Кроза, были такие шедевры, как «Даная» Рембрандта и «Юдифь» Джорджоне. Нужно отметить, что коллекция Кроза была так велика, что многие сочли ее переезд в Россию невосполнимой потерей для французского искусства.


В 1837 году дворец сильно пострадал от пожара (от его внутреннего убранства осталась одна лишь Иорданская лестница, но все произведения искусства, хранившиеся здесь, удалось спасти). Именно после пожара Николай I начал постройку нового Эрмитажа — публичного музея, где публика могла увидеть сокровища мирового искусства. 5 февраля 1852 года первые посетители переступили порог музея. Правда, сначала его посещение было сопряжено с большими неудобствами. Мужчинам предписывалось быть в Эрмитаже не иначе как в мундирах, а гражданским чиновникам — во фраках. Дамам же полагалось одеваться так же, как на придворные мероприятия. А в обеденные часы залы музея и вовсе закрывали, поскольку в это время здесь любил бывать сам монарх. Лишь в 1863 году Новый Эрмитаж стал действительно общедоступным. В наши дни весь Зимний дворец принадлежит музею.


hermitage_2.jpg (25709 bytes)
Парадная Посольская (Иорданская) лестница Зимнего дворца.


В Эрмитаже находится более трех миллионов экспонатов, в том числе — 15 тысяч картин, 12 тысяч скульптур и бессчетное множество рисунков и других произведений искусства. Начало коллекции, как уже было сказано, положила Екатерина II. За время своего правления она собрала четыре тысячи картин. Таким образом, уже к концу XVIII столетия Эрмитаж стал одним из богатейших в Европе королевских собраний. Наследники Екатерины особенного «коллекционерского рвения» не проявляли. Тем не менее, собрание неуклонно продолжало пополняться на протяжении всего XIX века.


hermitage_3.jpg (22141 bytes)
Жанровая картина Ватто «Савояр» (1715-1716)
из коллекции Эрмитажа


Трудные времена настали для Эрмитажа после Октябрьского переворота 1917 года. С одной стороны, коллекция музея вновь стала активно расширяться — за счет конфискации частных собраний («достоянием республики» стали собрания Щукина, Морозова, Юсупова). Именно в этот период в Эрмитаже появились работы импрессионистов и постимпрессионистов. С другой — множество произведений искусства «разъехалось» по городам и весям Советской России для формирования «музеев на местах». В 1930-е годы правительство приняло решение продать за рубеж некоторые эрмитажные полотна, чтобы получить деньги на нужды индустриализации. Работники музея отстаивали свои сокровища как могли. например, отправляя назначенные на продажу вещи «на реставрацию». Но спасти удалось далеко не все. За границу были вывезены такие шедевры, как «Мадонна Альба» Рафаэля, «Туалет Венеры» Тициана и многие другие полотна величайших мастеров.


hermitage_4.jpg (27509 bytes)
Знаменитая «Мадонна с цветком» кисти Леонардо да Винчи
была приобретена в собрание музея в 1914 году.


Собрание Эрмитажа настолько велико, что о нем невозможно рассказать не только в нашем кратком очерке, но даже и в куда более обстоятельной статье. Здесь представлено искусство всех эпох и цивилизаций (в частности в Эрмитаже экспонируется уникальная коллекция скифского искусства). Но более всего посетителей музея привлекают залы, где представлено западноевропейское искусство. И не зря: эрмитажное собрание итальянского искусства эпохи Возрождения, а также собрания фламандской и голландской живописи — одни из богатейших в мире. Джорджоне, Караваджо, Леонардо да Винчи, Рафаэль — уже этих имен достаточно, чтобы дать представление о западных отделах Эрмитажа. А если упомянуть, что в музее находится более двадцати полотен Рембрандта, около сорока картин Рубенса и примерно столько же работ Матисса (не говоря уже о Дега, Моне, Сезанне, Гогене, Пикассо), станет ясно, что осмотреть Эрмитаж за один визит, как это пытаются сделать многие туристы, просто невозможно. Сюда нужно ходить годами — и каждый раз открывать что-то новое.


СЕРВИЗ «ЛЯГУШКА»


hermitage_5.jpg (22254 bytes)
Треугольное блюдо, соусник и супница из сервиза «Лягушка».


Состоящий из 952 предметов сервиз «Лягушка» — один из самых курьезных экспонатов Эрмитажа. Этот сервиз был изготовлен в Великобритании, на фабрике Веджвуда. Его заказала Веджвуду сама государыня императрица Екатерина II в 1773 году. Через год она получила этот

Страниц: 1 2

Scroll to top