You Are Here: Home » Музеии » Городская художественная галерея, Лидс

Городская художественная галерея, Лидс

Городская художественная галерея, Лидс

Городская художественная галерея, Лидс


За сто с небольшим лет своего существования художественная галерея Лидса стала одним из лучших музеев Великобритании. В ее экспозиции представлены не только картины замечательных английских живописцев, но и работы известного современного скульптора Генри Мура.


Большая часть работ Сиккерта находится в Англии. Их можно увидеть и в лондонской галерее Тейт, и во многих других музеях Великобритании. Нужно сказать, что именно на конец XIX века, то есть на закат викторианской эпохи, пришлось открытие большинства провинциальных художественных галерей Англии. До этого общедоступные собрания живописи существовали лишь в Лондоне и университетских городах.


lids_1.jpg (26178 bytes)
Городская художественная галерея и Центр современной скульптуры составляют гордость Лидса.


Художественная галерея Лидса — типичнейший «плод» своего времени. О том, что Лидсу, крупному и богатому промышленному городу, нужен свой собственный музей, велись разговоры еще в 1850-е годы. Но только в 1887 году (в этот год праздновался юбилей Виктории, ставшей королевой в 1837 году) дело сдвинулось с мертвой точки.


Работу по созданию музея возглавил полковник Уолтер Гардинг, член местного городского совета. Его активности Лидс во многом обязан тем, что сейчас его городская галерея — одна из лучших в Англии. Полковник организовал сбор средств по подписке, и их хватило не только на то, чтобы построить здание музея (как это обычно бывает), но и на приобретение картин, составивших фундамент экспозиции.


lids_2.jpg (25286 bytes)
В одном из залов галереи


Правда, следует сказать, что эта первая «партия» картин, купленная Уолтером Гардингом, грешила некоторым однообразием и слишком уж отвечала вкусам полковника, предпочитавшего батальные сцены и масштабные исторические полотна (одной из любимейших его картин была «Шотландия навсегда!» кисти Элизабет Батлер). Но этот крен в сторону «батального официоза» довольно быстро исправили частные пожертвования.


Галерея открылась в 1888 году, а уже в 1915 году она получила первый ценный дар — промышленник Сэм Уилсон подарил ей собранную им коллекцию небольших по формату жанровых картин, в которую входили, в частности, произведения художников. принадлежавших к «Новому английскому художественнмоу клубу».


lids_3.jpg (20639 bytes)
Сиккертовский «Райский дрозд» (1896-98), хранящийся
в городской художественной галерее Лидса.


Пополнению фондов галереи во многом способствовали также сэр Майкл Садлер и Фрэнк Раттер. Садлер, проректор университета города Лидса, был знатоком и собирателем произведений искусства. Особенно интересовался он творчеством постимпрессионистов. В его собрание, переданное им впоследствии городской галерее, входили и работы Уолтера Сиккерта.


Фрэнк Раттер, известный искусствовед, ценивший и поддерживавший творчество импрессионистов, стал в 1912 году смотрителем городской галереи Лидса. На этом посту он оставался вплоть до 1917 года. Он не был лично знаком с Сиккертом, но это не мешало ему знать и любить его работы. Именно благодаря Раттеру в Лидсе появился Фонд художественных коллекций, позволивший регулярно приобретать новые картины для собрания галереи.


lids_4.jpg (25804 bytes)
«Шотландия навсегда!» (1881) кисти Элизабет Батлер.


В художественной галерее Лидса представлено несколько десятков работ Сиккерта, дающих полное представление о творчестве художника. Здесь можно увидеть несколько видов Дьеппа, этюды мюзик-холльных сцен, несколько известных портретов, включая картину «Райский дрозд», а такжеранние, написанные еще в период ученичества у Уистлера «лондонские лавки». Есть в галерее и уличные сценки, принадлежащие кисти Сиккерта, и одно из лучших его поздних полотен — «Джульетта и няня» (1935-36).


Во второй половине XX века Лидс стал одним из крупнейших мировых центров современного искусства. Это было во многом связано с именем скульптора Генри Мура (1898-1986), знаменитого уроженца Лидса. В начале 1960-х годов часть залов городской галереи передали под экспозицию скульптур Мура, а еще часть его скульптур установили в прилегающем к галерее садике. Вскоре после этого городской совет Лидса принял программу коренной реконструкции музея. Решено было добавить новые выставочные площади и выделить место для размещения Центра современной скульптуры. Перестройка началась в середине 1970-х годов. Вначале предполагалось дать новому центру имя Мура, но впоследствии от этой идеи отказались (по просьбе самого же скульптора).


Со временем музейно-исследовательский комплекс расширился за счет архива и библиотеки. Генри Муру посчастливилось не только заложить первый камень в фундамент нового здания, но и дожить до его открытия, состоявшегося в 1982 году.


ЗАМОК НЬЮСЭМ


lids_5.jpg (18981 bytes)
«Вид на замок Ньюсэм» (ок. 1750) работы Чепмена Джеймса.


Нехватка свободного места — бич любого музея. Не удалось избежать этой беды и художественной галерее Лидса. Не так давно, когда здание галереи уже буквально «затрещало по швам», часть экспозиции переместили в замок Ньюсэм, расположенный на окраине города. Это помещение нашлось не вдруг — сюда коллекцию галереи перевозили еще во время Второй мировой войны, чтобы она не пострадала от бомбежек. С ролью бомбоубежища замок справился прекрасно. Потом о нем вспомнили и решили превратить его в своеобразный филиал городского музея

Страниц: 1 2

Scroll to top