You Are Here: Home » Художники » Эдуард Мане. Традиции и современность

Эдуард Мане. Традиции и современность

Эдуард Мане. Традиции и современность

Эдуард Мане


Эпизоды из жизни:
Традиции и современность


Эдуард Мане: коллекция


Эдуард Мане в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Эдуарда Мане


Эдуард Мане в музеях


Эдуард Мане: литература


Эдуард Мане: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Родители видели в сыне будущего юриста, но их планам не суждено было сбыться. Ребёнок унаследовал от матери живой интерес к искусству, который всячески поддерживался его дядей, полковником Фурнье. Именно Фурнье познакомил своего племянника с Лувром и стал оплачивать его уроки рисования.


Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспечённый юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро. Южноамериканский город очаровал Мане, однако в морской службе он разочаровался — особенно после того, как капитан, прослышавший о его художественных наклонностях, приказал ему красить красной краской корки сыра, испортившегося во время плавания.


Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошёл учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он надеялся найти в своём учителе единомышленника и художественного революционера.


Но это оказалось не так. Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850-56), однако всё это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Как-то он заявил во всеуслышание: «Когда я прихожу сюда, мне кажется, что я попал в могилу». Чтобы как-то развеять скуку, Мане иногда начинал резвиться. Так, однажды он скопировал античный бюст вверх ногами.


Другие его забавы не были столь невинными. В 1850 году у молодого человека вспыхнул бурный роман с пианисткой Сюзанной Леенхофф. Спустя два года она родила ему сына, который, впрочем, не получил фамилии Мане. Мане, скрывая свою личную жизнь от строгого отца, снял квартиру для Сюзанны, при этом официально значась крёстным отцом ребёнка. Обвенчаться он с Сюзанной смог лишь в 1863 году, после смерти Огюста Мане.


Все эти годы начинающий художник расширял свои познания в живописи, путешествуя по Европе и копируя работы старых мастеров. Большую роль в становлении его художественной манеры сыграл поэт Шарль Бодлер (1821-1867), уже выпустивший к тому времени знаменитый сборник стихов «Цветы зла», который был воспринят как «вызов общественной морали». Именно по совету Бодлера Мане написал своё первое большое полотно, «Любитель абсента», отвергнутое приёмной комиссией Салона 1859 года.







Эдуард Мане
«Любитель абсента». 1858-1859.
Холст, масло. 81х106 см.
Новая Глиптотека Карлсберга. Копенгаген.


О картине 


 Эдуард Мане
«Музыка в Тюильри». 1862 г.
Холст, масло. 75х120 см.
Национальная галерея, Лондон.


О картине 


Бодлер был не только поэтом, но и художественным критиком, призывавшим живописцев сосредоточиться на современной жизни. Его статьи жадно читали молодые художники, не приемлющие рутины официального Салона. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». Мане, вдохновлённый этими идеями, создал в 1862 году свой первый шедевр, картину «Музыка в Тюильри».


Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется.


Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приёмная комиссия Салона 1863 года отвергла. К счастью, этот год был особенным

Страниц: 1 2

Scroll to top