You Are Here: Home » Художники » Эдуард Мане. «Портрет м-ль Изабель Лемонье».

Эдуард Мане. «Портрет м-ль Изабель Лемонье».

Эдуард Мане. «Портрет м-ль Изабель Лемонье».

Эдуард Мане


«Портрет м-ль Изабель Лемонье»


Эдуард Мане: коллекция картин


Эдуард Мане в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Эдуарда Мане


Эдуард Мане: жизнь и творчество


Эдуард Мане в музеях


Эдуард Мане: литература









Эдуард Мане

«Портрет м-ль Изабель Лемонье».
Ок. 1879-1880 гг.
Холст, масло. 101,8х81,5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
(Собр. О.Кребса, Хольцдорф)


 

Изабель Лемонье — одна из любимых моделей Мане: по количеству написанных с нее портретов она уступает только Берте Моризо. Существует шесть ее портретов маслом, пастель, а также несколько акварелей. Почти все эти портреты отличаются уверенной быстротой исполнения. Каждый раз представая в новом наряде, Изабель вряд ли позировала очень долго. Некоторым исключением является, пожалуй, лишь данная работа, одна из двух наиболее крупных во всей серии. Заметно, что голова радикально переписывалась. Краска соскабливалась, заново наносилась и, может быть, даже не один раз. Хотя известно, что Мане для работы над портретами просил м-ль Лемонье дать ему фотографии, каждая из картин, несомненно, писалась с натуры, причем очень быстро: художник всегда торопился зафиксировать впечатление от модели, пока оно сохраняло свежесть.


Изабель Лемонье была дочерью крупного ювелира с Вандомской площади. Следовательно, с самого начала судьба предопределила ей занимать какое-то место в парижском свете, тем более, что ее старшая сестра вышла замуж за издателя Жоржа Шарпантье, а салон Шарпантье в 1870-х годах сделался весьма примечательным центром литературно- художественной жизни французской столицы. Чета Шарпантье активно поддерживала импрессионистов, в особенности Ренуара. Мане не раз бывал в их салоне и принимался там как свой; во всяком случае в одном из писем к Изабель Лемонье он просит ее передать привет сестре и издателю.


Жорж Шарпантье оказывал влияние на издание иллюстрированного еженедельника «La Vie moderne», возглавляемого Эмилем Бержера. В галерее, примыкавшей к конторе этого журнала, устраивались выставки для поддержки импрессионистов. Первая из выставок была отдана Эдуарду Мане. Она открывалась 8 мая 1880 г. Художник представил на ней свои последние произведения. По свидетельству биографа Мане Моро- Нелатона, на выставке находился портрет Изабель Лемонье, «некой девицы Лемонье». Моро-Нелатон утверждал, что это был пастельный портрет. Что касается портретов маслом, скорее всего, ни один из них при жизни художника не выставлялся.


В воспоминаниях друга Мане Антонена Пруста, относящихся к 1878 г., когда в Париже проводилась Всемирная выставка, рассказывается о том, что мастерскую Мане посетил Фредерик Лейтон, президент Королевской Академии художеств в Лондоне, а вслед за тем Арсен Уссей, издатель журнала «L’Artiste» и инспектор Департамента изящных искусств.


«Арсен Уссей, войдя в мастерскую, спросил:
- Чей это большой портрет маслом?
- Это портрет м-ль Лемонье.
- На вашем месте, Мане, я бы больше к нему не прикасался.
- По этому поводу я должен сказать, что для меня крайне важно, чтобы сеансы не прерывались. Когда я берусь за вещь, я больше всего боюсь, что модель меня «обманет», что мне не удастся провести такое количество сеансов и в таких условиях, какие мне необходимы. Модель приходит, позирует, а затем исчезает, говоря: «Ну, теперь он может закончить без меня!» Но это не так; заканчивать в одиночку невозможно; или надо заканчивать в тот же день. Но обычно приходится начинать снова, и тогда это тянется много дней».


Если верить Прусту и такой эпизод, действительно, имел место в 1878 году, возникает соблазн отнести его слова к портрету из собр.Кребса, ибо он, во-первых, большой, во-вторых, художнику пришлось здесь основательно переписывать лицо. Однако более вероятно, что портрет написан позже, а в воспоминаниях Антонена Пруста имеется в виду другая картина, с аналогичными размерами и с тем же названием.


С другой стороны, документальных подтверждений, когда именно была исполнена картина, нет. В наиболее раннем каталоге произведений Мане Дюре поставил данную картину третьей по порядку, так и назвав — «Третьим портретом». Руар и Вильденстейн, авторы полного каталога творчества Мане, датировали все портреты Изабель Лемонье 1879 г., с чем не всегда можно согласиться. Так, устроители наиболее крупной выставки Мане, проходившей в Париже и Нью-Йорке в 1983 г., в весьма обстоятельном каталоге определили время исполнения «Портрета Изабель Лемонье с муфтой» (Музей искусств, Даллас) как 1879-82. Моро-Нелатон относил эту картину к 1880 г. Между тем вполне возможно, что даллаский портрет был исполнен приблизительно одновременно с данным холстом. В обоих случаях модель предстает в одной и той же шубке. Зная, сколь большое значение придавала нарядам молодая женщина, трудно представить, что по прошествии какого-то значительного отрезка времени она появилась перед художником все в том же одеянии. Шубка, зимний наряд, дает некоторые основания сузить датировку обоих портретов до зимы 1879-80 гг.


Руар и Вильденстейн, публикуя в своем каталоге портреты Изабель Лемонье, замечают, что они датируются по-разному в различных изданиях

Страниц: 1 2

Scroll to top