You Are Here: Home » Художники » Эдуард Мане. «Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка».

Эдуард Мане. «Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка».

Эдуард Мане. «Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка».

Эдуард Мане


«Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка»


Эдуард Мане: коллекция картин


Эдуард Мане в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Эдуарда Мане


Эдуард Мане: жизнь и творчество


Эдуард Мане в музеях


Эдуард Мане: литература









Эдуард Мане

«Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка». 1879-1880 гг.
Холст, масло. 46,5х38,5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Собр.О.Кребса, Хольцдорф)


 

Первая попытка Мане работать в технике пастели относится еще к начальной поре его творчества (1856), затем следовал почти двадцатилетний перерыв. В 1873-74 годах, при новом, правда, эпизодическом обращении к этой технике, он сразу заявляет себя уверенным мастером. А в конце 1870-х годов пастель становится излюбленной техникой Мане. Она явно кажется ему наиболее уместной при создании женских портретов. К тому времени в мастерской Мане на улице Амстердам бывает немало поклонниц, главным образом дам полусвета или дам, которых привлекает не только непринужденная и виртуозная манера живописи художника, но также легкое и остроумное общение с ним.


П.Эдель в статье о первом дне распродажи Мане, появившейся в «Figaro» 5 февраля 1884 г. (на этом аукционе проходила и «Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка»), писал про серию пастелей, что это целое шествие парижанок, которые по мнению Жюля Кларети, влиятельного в то время журналиста и писателя, отличаются необыкновенной свежестью и жизненностью. Э.Базир, один из первых биографов художника, в опубликованной тогда же книге справедливо заметил, явно повторяя слова самого Эдуарда Мане, что пастель не должна страдать малокровием. Он добавлял, что Мане умел находить в ней полноценную гамму цветов и не отказывался от нее не столько потому, что его затрудняла передача колористических переходов, нюансов, сколько потому, что стремился влить жизнь и кровь в изображаемые персонажи.


Остается неизвестным, кто была «Девушка» в платье с модным воротничком особой формы, когда углы загибались. Как бы суммарно не изображался костюм, к новым приметам моды Мане, человек светский, относился с достаточным вниманием. Мода воспринималась им и его друзьями как одна из существенных характеристик современности, а кредо Мане предполагало всегда оставаться современным в искусстве.


По-видимому, «Девушка» была не натурщицей, а одной из посетительниц мастерской, заказавшей Мане свой портрет. Можно предположить, что картина, в фас, не удовлетворила ее и тогда на другом холсте такого же размера Мане исполнил еще одно пастельное изображение модели, на этот раз в профиль (частное собрание, Париж). Он-то и был подписан художником и, вероятно, «ушел» к заказчице, в то время как другой остался в мастерской и через четыре года оказался включенным в посмертную распродажу Мане.


Картина отличается очень большой хрупкостью и имеет ряд мелких утрат, почти неизбежных оттого, что в качестве основы был избран не картон или бумага, а грунтованный фабричный холст, не дающий удовлетворительного сцепления с красочным слоем.


По материалам книги: А.Костеневич «Неведомые шедевры. Французская живопись XIX-XX веков из частных собраний Германии», Издательство «Харри Н.Абрамс», Нью-Йорк- Санкт-Петербург, 1995 г.


 

Scroll to top