You Are Here: Home » Художники » Эдуард Мане. Бунтарь поневоле

Эдуард Мане. Бунтарь поневоле

Эдуард Мане. Бунтарь поневоле

Эдуард Мане


Эпизоды из жизни:
Бунтарь поневоле


Эдуард Мане: коллекция


Эдуард Мане в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Эдуарда Мане


Эдуард Мане в музеях


Эдуард Мане: литература


Эдуард Мане: биография


Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Творчество Мане поражает своей неоднозначностью: художник удивительным образом пытался реализовать смелые новаторские идеи в рамках традиционной живописи.

Мане часто называют одним из основоположников современной живописи, записывая его по «ведомству» импрессионистов. Первое — верно, второе — не совсем, как не совсем верным будет покрывать творчество любого уникального художника той или иной групповой художественной системой. Крупные мастера в такую схему никогда не умещаются. Мане пребывает в мощном поле притяжений- отталкиваний, где находится место не только импрессионистам. Широко используя их приёмы, он в то же время всегда сохранял близость к реализму того же Курбе, отказавшись от разработки «академических» сюжетов (будь то мифология или героическая история). Вместе с тем Мане всю жизнь демонстрировал свою привязанность к традициям старых мастеров и страстно жаждал признания (а получал вместо него, по преимуществу, насмешки и непонимание). Его уникальный художественный мир лежит где-то на скрещении традиций, завещанных Ренессансом, и острых векторов новых художественных идей.


Мане во многом сложился под влиянием Шарля Бодлера. В 1863 году поэт писал в одном из своих эссе: «Современность — это мимолётное, хрупкое, условное понятие, составляющее одну половину живописи. Вторая половина держится на традициях. При этом нельзя пренебрегать ни неизменной традицией, ни изменчивой современностью». В лице Мане Бодлер нашёл благодарного слушателя. «Вечное и неизменное» художник позаимствовал у старых мастеров. Их влияние прослеживается в его творчестве постоянно; более того, композиции ряда полотен Мане буквально взяты из их произведений. Так, фигуры переднего плана в «Завтраке на траве» «списаны» у Раймонди и Рафаэля; «Олимпия» отсылает нас к Тициану, а «Казнь императора Максимилиана» и «Балкон» — к Гойе.


Но это, разумеется, не копирование, потому что вторую часть бодлеровской формулы живописи Мане тоже всегда помнил очень хорошо. Всё у него пронизано «мимолётным и изменчивым», почерпнутым из окружающей жизни. «Художник должен писать то, что он видит», — заявлял Мане, и такой подход роднит его с Курбе и другими художниками-реалистами, появившимися в 1840-е годы. Правда, это не прямое и даже не двоюродное родство. Реализм Мане «видоизменён» двумя вещами — японской гравюрой и только что изобретённой фотографией.


Мане позаимствовал у японских художников некоторые принципы построения композиции. Отказавшись от традиционных законов перспективы, он начал выстраивать её, ориентируясь на них, — «плоскими» слоями, — что привело к заметным искажениям масштаба. Вспомним хотя бы фигуру мужчины в «Баре в «Фоли-Бержер»" или купальщицы в «Завтраке на траве». Особенно бросается в глаза искажение масштаба в последнем случае, поскольку купальщица здесь изображена совершенно отчётливо — вместо того, чтобы быть слегка размытой, как и должна выглядеть фигура, помещённая на среднем плане.







 Эдуард Мане
«Завтрак на траве». 1863 г.
Холст, масло. 214х270 см.
Музей Д’Орсэ. Париж.


О картине 


 Эдуард Мане
«Олимпия». 1863 г.
Холст, масло. 130,5х190 см.
Музей д’Орсэ. Париж.
Заказать постер


О картине


В результате пространство у Мане потеряло глубину. Возьмём ту же «Олимпию». Фигуры главной героини и её служанки написаны приблизительно одинаковыми по величине, хотя совершенно очевидно, что служанка стоит дальше от зрителя. Как следствие этого, диван, на котором лежит Олимпия, выглядит слишком узким. Ехидные критики, кстати, любили спросить Мане, каким образом его Олимпии удаётся не свалиться на пол. «Плоская» перспектива ещё более подчёркивается у него соответствующим распределением света и тени. Обычно движение от света к тени происходит плавно, за счёт лёгкого изменения тона. Мане же предпочитал поражать зрителя резкими и неожиданными переходами.


Всё это создавало благодатную почву для разного рода обвинений и упрёков. Отмечая у художника странности перспективы, искажение масштаба и фигур, критики записывали всё это в огрехи, считая техническими ошибками, сделанными из-за недостаточного мастерства. Нынешние оценки зеркально противоположны по отношению к тем давним упрёкам. Вдруг выяснилось, что, не захотев изображать объёмные предметы на плоскости полотна, Мане заложил краеугольный камень в здание современной живописи.


Фотография тоже повлияла на стиль Мане. Способность камеры фиксировать мимолётное мгновение открыла художнику способ запечатлеть на полотне «сиюминутное и изменчивое»

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top