You Are Here: Home » Художники » Эдгар Дега. «Площадь Согласия»

Эдгар Дега. «Площадь Согласия»

Эдгар Дега. «Площадь Согласия»

Эдгар Дега


«Площадь Согласия»


Эдгар Дега: коллекция картин


Эдгар Дега в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Эдгара Дега


Эдгар Дега: жизнь и творчество


Эдгар Дега в музеях


Эдгар Дега: литература









Эдгар Дега

«Площадь Согласия.
(Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)». 1875 г.
Холст, масло. 78,4х117,5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
(Собр. Герстенберга-Шарф, Берлин)
 

Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных во всем творчестве мастера, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Сохранился подготовительный рисунок к картине, изображающий дома на улице Риволи, граничащей с площадью. Наряду с виконтом Лепиком, его дочерьми и случайным прохожим площадь Согласия как бы становится еще одним «действующим лицом». Ей отведена большая часть холста и, хотя в отличие от нынешних времен, площадь у Дега очень спокойна и почти пуста, именно она задает картине настроение, неожиданное для портрета. Конечно, работа эта — столь же портрет, сколь и жанровая композиция, причем жанровая в совершенно особом, импрессионистическом понимании. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Мотивация создания картины определяется интуитивными, личными моментами, а не потребностью воспроизвести заранее заданный рассказ. Хотя не ясно, как называл свой холст сам Дега, есть все основания думать, что «Площадью Согласия». Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран- Рюэля (на обороте, на подрамнике имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde).


Главный персонаж картины — Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Аристократ, внук наполеоновского генерала и сын генерала- бонапартиста, он сохранив семейные бонапартистские пристрастия, уклонился от военной карьеры, предпочтя ей искусство — живопись, скульптуру, но больше всего гравюру. Он поступил в Школу изящных искусств, учился у Кабанеля, затем у Глейра, в то самое время, когда там появились будущие импрессионисты Моне, Ренуар, Сислей, Базиль. Вскоре после зачисления в мастерскую Глейра Базиль писал своему семейству, что лучшие его друзья — Моне и виконт Лепик. Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире. В отличие от своих новых товарищей по Школе изящных искусств, он уже в то время был знаком с Дега.


Никто иной как Дега уговорил Лепика участвовать в первой выставке «Анонимного общества художников». Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры «Цезарь» и «Юпитер» с подзаголовками «Портрет собаки» (Лепик, о чем красноречиво напоминает и «Площадь Согласия», был ревностным собачником). Конечно, рядом с Моне, Ренуаром, Дега он остался незамеченным, тем более, что публика спешила на выставку в ателье Надара, чтобы видеть скандальную «новую» живопись. На второй выставке импрессионистов Лепик был представлен уже 36 номерами. Акварели, привезенные из Италии и Нормандии, офорты, навеянные голландскими впечатлениями, десятка два картин и этюдов — в подавляющем большинстве опять-таки пейзажи.


Позже, когда импрессионисты решили, что члены их группы не должны выставляться в Салоне, он прекратил с ними сотрудничество. Стиль его живописи колебался между импрессионизмом и реализмом предшествующего поколения, причем  не без романтической примеси. Отношение к Лепику и его искусству у вождей импрессионистического направления было неодинаковым. Кайботт в 1881 г. в письме к Камилю Писсарро писал, что у Лепика нет никакого таланта. Однако это письмо дышит полемикой борьбы с Дега и его сторонниками в момент организации шестой выставки импрессионистов и, по-видимому, не может считаться объективной оценкой.


Как бы то ни было, у Лепика находились ценители и среди тех, кто принадлежал к «передовым» кругам. Его работам была отведена отдельная экспозиция в «La Vie moderne», еженедельнике, выходившем под покровительством Шарпантье. Гравюры Лепика высоко ценил Дега. Сравнительно незадолго до написания «Площади Согласия», в 1874 г., он вместе с Лепиком исполнил свою первую монотипию — изображение знаменитого хореографа Большой Оперы Жюля Перро во время репетиции (оба художника разделяли увлечение балетом). Двумя именами — Дега и Лепика — подписан этот лист: случай, чрезвычайно редкий. Кстати, тонкостям техники монотипии Дега научился именно у своего приятеля, и, наверное, одного такого факта достаточно, чтобы имя Лепика не исчезло насовсем из истории искусства. Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод «мобильного офорта». Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием. В 1872 г. он основал в Экс-ле-Бэн, в Савойе, музей, позднее получивший название Музея Фора, и стал его первым хранителем. Вероятно, заслуги такого рода принесли Лепику орден Почетного легиона, Красная ленточка которого видна в «Площади Согласия».


Лепик очень рано познакомился с Дега, а также с его братьями. Вместе они занимались верховой ездой. Считается, что Лепика Дега изобразил в «Джентльменской гонке» (Музей Орсэ, Париж)

Страниц: 1 2 3 4

Scroll to top