You Are Here: Home » Художники » Джозеф Тёрнер. Эпизоды из жизни: В погоне за впечатлениями.

Джозеф Тёрнер. Эпизоды из жизни: В погоне за впечатлениями.

Джозеф Тёрнер. Эпизоды из жизни: В погоне за впечатлениями.

Джозеф Тёрнер


Эпизоды из жизни:
В погоне за впечатлениями


Джозеф Тёрнер: коллекция


Джозеф Тёрнер в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников)


Постеры картин Джозефа Тёрнера


Джозеф Тёрнер в музеях


Джозеф Тёрнер: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Тёрнер родился в Лондоне и еще в детстве полюбил рисовать берега Темзы. Повзрослев, он отправился путешествовать в поисках новых впечатлений. И он их получил, став величайшим пейзажистом.


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года в семье цирюльника в самой гуще центральных улочек Лондона. Детство художника, по всей видимости, было омрачено душевным расстройством матери, склонной к неожиданным и неконтролируемым приступам гнева. В конце концов, ее поместили в лечебницу для умалишенных, где она скончалась в 1804 году. В бумагах и письмах Тёрнер не упомянул о матери ни разу за всю свою жизнь.


Уже в детстве мальчик проявил большие способности к рисованию. Он целыми днями пропадал возле Темзы, без конца рисуя саму реку и ее берега. Таким образом, главную тему своего творчества (пейзаж) художник нашел еще в отрочестве.


В 1785 году Тёрнера отдали учиться в школу в Брентфорде. Приблизительно к этому времени относятся самые ранние из дошедших до нас набросков и рисунков художника. Первая подписанная им акварель (с видом Оксфорда) датирована 1787 годом, а три года спустя акварель Тёрнера (с видом дворца Ламбетт) была выставлена в Королевской академии. К этому первому успеху Тёрнер пришел уже не дилетантом, успев поучиться у архитектора Томаса Хардвика и у тонкого художника-акварелиста Томаса Мелтона.


В 1790 году четырнадцатилетнему Тёрнеру разрешили свободное посещение в Королевской академии. Плату за эти посещения юноша вносил сам, подрабатывая в так называемой «школе Монро», где он делал копии с акварелей известных художников.


Уже в юности Тёрнер понял, что, при всей его любви к Темзе, одной этой реки мало для создания полноценного художественного мира. Настало время отправляться за новыми впечатлениями. Поначалу художник ограничивался своей родной страной. В 1792, 1795 и 1798 годах он бродил по горным районам Уэльса; в 1794 году осваивал центральные графства Англии, а в 1797 году работал в северной Англии. Сохранившиеся дневниковые записи свидетельствуют о том, что, помимо красивых пейзажей, путешественника интересовали история и современное состояние дел в каждом из перечисленных регионов. То есть он не ограничивал себя лишь художественными задачами, платя дань высокому любопытству, свойственному вообще всем творческим натурам.


В 1790-е годы определились два основных приоритета Тёрнера- художника. Работал он преимущественно в акварельной технике. Многие акварели были написаны им на заказ, о чем говорят записи, сделанные на обратной их стороне. Тёрнер хорошо знал, какие именно пейзажи пользуются наибольшим спросом и в соответствии с этим планировал свои путешествия.


Второй приоритет — гравюры. Именно в виде гравюры была опубликована в 1794 году одна из акварелей художника. Подобные произведения были тогда в большой моде. Тёрнер трезво оценил все достоинства и выгоды, которые сулил ему этот жанр. Вскоре гравюры с его картин стали появляться в иллюстрированных журналах, а с начала нового века — и в виде книг.


Все это позволило художнику очень быстро обрести материальную независимость. В 1799 году он покинул родной дом и снял хорошую квартиру на Харлей-стрит. Вероятнее всего, переезд Тёрнера в фешенебельный район был связан с романом, начавшимся у него с Сарой Денби. Он дружил с ее мужем, композитором Джоном Денби, а после его преждевременной смерти, последовавшей в 1798 году, взял на себя заботы о вдове и детях. Эти заботы и переросли в роман. В 1800 году Сара родила художнику дочь, в 1806 году — еще одну.


В эти годы Тёрнер по-прежнему много путешествовал. В 1802 году он проехал Францию и Швейцарию. Это путешествие оплатили богатые меценаты. Их щедрость позволила художнику впервые путешествовать с комфортом. Он купил карету, нанял слугу- швейцарца и прямиком направился в Альпы. Здесь он с увлечением писал, сделав более 400 рисунков и этюдов. На обратном пути Тёрнер остановился в Париже, чтобы осмотреть награбленные Наполеоном по всей Европе картины и статуи, выставленные тогда в Лувре.


Примечательно, что его наибольшее внимание привлекли здесь вовсе не пейзажи, а исторические и мифологические работы старых мастеров. Это было связано с серьезной ревизией собственной художественной техники. Акварели, которыми Тёрнер занимался, приносили ему неплохой доход, но ценились гораздо ниже, чем картины, написанные маслом. Экспериментировать с масляными красками Тёрнер начал еще в 1793 году, хотя до 1797 года эти опыты публике не показывал.


Эти дерзания вскоре оправдали себя. В 1799 году Тёрнера избрали кандидатом в члены, а через три года — действительным членом Королевской академии (для сравнения — его современник, Джон Констебль, взял этот рубеж лишь в сорокалетнем возрасте). Кроме того, его пригласили войти в состав выставочного комитета, отбиравшего картины для ежегодных выставок. Тогда же художник был утвержден в должности профессора. Студентам он преподавал перспективу. Впрочем этот род деятельности оказался для Тёрнера не слишком успешным. При всей серьезности его подхода к преподаванию, он не обладал педагогическим даром. Один из студентов Тёрнера отмечал, что «его лекции трудно понять из-за крайней неразборчивости речи. Свои советы он излагает настолько туманно и загадочно, что разобраться в них совершенно невозможно».


Между тем благосостояние художника росло, что было лучшим признаком его растущей популярности. Он купил сад и пристройки, прилегающие к его дому на Харлей-стрит

Страниц: 1 2

Scroll to top