You Are Here: Home » Художники » Джозеф Тёрнер. Эпизоды из жизни: Романтизм и натурализм.

Джозеф Тёрнер. Эпизоды из жизни: Романтизм и натурализм.

Джозеф Тёрнер. Эпизоды из жизни: Романтизм и натурализм.

Джозеф Тёрнер


Эпизоды из жизни:
Романтизм и натурализм


Джозеф Тёрнер: коллекция


Джозеф Тёрнер в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников)


Постеры картин Джозефа Тёрнера


Джозеф Тёрнер в музеях


Джозеф Тёрнер: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Стиль, ломающий каноны, позволял Тёрнеру представить зрителю собственное видение природы. Этот стиль знаменовал собой романтический бунт против господствовавшего в предыдущую эпоху классицизма.


Многие современные критики считают Тёрнера самым оригинальным художником в истории английской живописи. Добившись уже в молодости успеха, он не уставал экспериментировать, постоянно расширяя границы своего творчества.


Истоки стиля Тёрнера восходят к топографической живописи, которой художник занимался на протяжении почти всей своей жизни. В соответствии с тогдашними правилами, ни одну из своих картин Тёрнер не написал на природе. Все его работы созданы по памяти и наброскам. Этюды художник всегда содержал в идеальном порядке. Это подтверждает, например, его первая поездка в Италию в 1819 году. Отправляясь в дорогу, Тёрнер взял с собой огромное количество блокнотов без обложки. Они были почти невесомы и в свернутом виде легко помещались в карман. Только за два первых месяца путешествия художник сделал более 1500 зарисовок. Вернувшись в Англию, он аккуратно разобрал блокноты и отослал их переплетчику, попросив «одеть» в твердые переплеты с кожаными корешками. Позже на эти корешки Тёрнер наклеил бумажные полоски с номерами и названиями, чтобы иметь возможность в случае надобности немедленно найти нужный ему этюд.


Тёрнер любил классифицировать законченные работы. Овладев мастерством гравюры, он решил создать антологию стилей пейзажной живописи (в окончательном виде она должна была содержать сто композиций). Свою книгу («Книгу этюдов») художник собирался проиллюстрировать самыми разными пейзажами — историческими, горными, сельскими, морскими. С 1807 по 1819 годы выходили отдельные тома антологии, после чего она была оставлена.


Невероятная многогранность таланта Тёрнера делает невозможным разложить его творчество по правильным полочкам. Его отношение к природе меняется от картины к картине. Многие итальянские пейзажи Тёрнера можно смело назвать классицистскими по стилю: природа здесь выступает как набор пассивных предметов, которые художник может аранжировать по своему желанию. В других работах мы встречаемся уже с Тёрнером-романтиком, пишущим природу как неуправляемую и неукротимую стихию, перед лицом которой человек ощущает свое полное бессилие.


Не меньшим разнообразием отличались и творческие приемы Тёрнера. В ранних топографических вещах он демонстрирует высокое техническое мастерство, но при этом манеру художника еще нельзя назвать сколько-нибудь оригинальной. То же самое можно сказать о некоторых больших полотнах маслом, специально созданных им для выставок. В этих работах Тёрнер явно копирует великих предшественников — в первую очередь, Клода Лоррена, Пуссена, отца и сына ван де Вельде и Рембрандта. Но иногда художник бросается в отчаянные эксперименты, применяя, например, технику масляной живописи в акварели и наоборот.


Современники с готовностью признавали мастерство Тёрнера, хотя порой их смущало то, как он использует свои технические приемы. Так, Джозеф Фарнгтон, член Королевской академии, с изумлением писал об его акварельной технике: «Блики он рисует смоченными в воде карандашом или кистью, обрабатывая участки изображения, которые ему нужно высветлить, пока бумага не промокнет. После этого он промокает воду хлебным мякишем. Белым меловым карандашом он набрасывает формы, призванные быть светлыми. Густой грязноватый цвет достигается с помощью тонкой, почти сухой кисточки из верблюжьего волоса — ею художник только разгоняет краску, и сквозь ее пятна частично проступают блики».


Тёрнер работал с феноменальной скоростью. Цитируем одного из восхищенных свидетелей его художнического труда: «Он наносил краску до тех пор, пока бумага не становилась влажной, а затем неистово растирал и скреб ее кистью. Его движения казались хаотичными, но постепенно, как по мановению волшебной палочки, на рисунке начинали возникать контуры прекрасного судна. Еще минута, и этот корабль ожил на бумаге».


Тёрнер всегда был готов к тому, чтобы обратить себе на пользу любую приключившуюся в ходе работы неприятность. Например, он не огорчался, посадив на рисунок нечаянное пятно или оставив на нем отпечаток пальца, но тут же находил им применение в своей композиции. Кроме того, он намеренно отрастил длинной ноготь на большом пальце руки, которым ловко снимал ненужную краску. «Я никогда не упускаю случай, — говорил он Рёскину, — потому что случай иногда приводит к большому успеху».


Со временем, когда художника стали привлекать все более сложные эффекты и необычные явления природы (такие, как кружение вихря, стремительное движение поезда, пенящиеся морские волны), свет и цвет превратились в главных героев его полотен; вопросы собственно формы отодвинулись на задний план. Некоторые из последних картин Тёрнера выглядят почти абстрактными — даже на сегодняшний вкус.


При этом абстракция вовсе не была целью художника. Напротив, он всегда стремился к тому, чтобы зритель адекватно воспринимал то, что он пишет. Этим объясняются странно длинные и развернутые названия, которые Тёрнер давал своим работам — в названии художник словно «разжевывал» содержание. В качестве примера приведем знаменитую картину Тёрнера с пароходом, попавшим в снежную бурю. Вот ее название: «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье. Автор был свидетелем этого шторма, когда «Ариэль» вышел из Харвича»

Страниц: 1 2 3

Scroll to top