You Are Here: Home » Художники » Анри де Тулуз-Лотрек. «В цирке Фернандо»

Анри де Тулуз-Лотрек. «В цирке Фернандо»

Анри де Тулуз-Лотрек. «В цирке Фернандо»

Анри де Тулуз-Лотрек


«В цирке Фернандо»


Анри де Тулуз-Лотрек: коллекция


Анри де Тулуз-Лотрек в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)


Постеры картин Анри де Тулуз-Лотрека


Анри де Тулуз-Лотрек в музеях


Анри де Тулуз-Лотрек: биография









Анри де Тулуз-Лотрек


«В цирке Фернандо». 1888 г.
Холст, масло. 100,3х161,5 см.
Художественный институт, Чикаго, США.

 

Лотрек работал все более и более плодотворно. Он увлеченно писал картину за картиной — сцены в «Элизе-Монмартр», портреты, этюды с танцовщиц и клоунов. Осенью он написал большую картину — размер ее метр на два: на арене цирка Фернандо гарцует наездница, а мсье Луаяль с хлыстом в руке подгоняет лошадь. В этой картине — картине мастера, хотя художнику всего двадцать четыре года! — композиция решена смело и необычно, здесь Лотрек как будто нашел свою формулу, освоил «ремесло штукатура».


Порвав окончательно с натуралистической передачей видимого, с законами перспективы, а также с открытиями импрессионизма, Лотрек, взяв от японцев то, что ему было нужно, по-своему решил пространство и передачу движения ритмом контурных линий, очень выразительных и произвольных. Его стиль определяли цветные валёры, подчиненные основному тону картины.


Наездница в цирке Фернандо — молодая женщина из богатой семьи, которая, влюбившись в своего преподавателя верховой езды, бросила мужа и, следуя призванию, занялась вольтижировкой и джигитовкой. Лотрек попросил ее позировать ему в мастерской. Этюды, которые он написал с нее, были сделаны на картоне большими мазками. В этих работах он сочетал технику Ван Гога с приемом Раффаэлли. Прием состоял в том, что на листы картона тонким слоем наносилась сильно разбавленная растворителем краска. Картон впитывал ее, и она приобретала матовую фактуру пастели. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон. Работая в цвете, он рисовал кистью, поэтому работы его приобретали острую характерность, на что не могли претендовать произведения, решенные более мягко, обычными методами. Лотрек выработал свой почерк.


По материалам книги А.Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека»/ Пер. с франц. И.Эренбург. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. — 272 с., с илл. Книга на ОЗОНе


***


По нескольким причинам эта работа является важной вехой в творчестве Тулуз-Лотрека. Во-первых, это его первое обращение к теме цирка, волновавшего художника с детских лет. Во-вторых, это его первая сложная, многофигурная композиция, выполненная на большом полотне. В-третьих, именно в этом произведении Лотрек решительно отходит от импрессионистской манеры писать широким плоским мазком. Некоторая неуверенность исполнения (художник еще очень молод) с лихвой искупается живостью изображения.


Цирк Фернандо открылся в 1875 году и очень быстро стал одним из главных аттракционов Монмартра. В то время это был один из пяти постоянных парижских цирков (все остальные являлись передвижными). Позже цирк получил новое название — «цирк Медрано». Под этим именем он был увековечен на полотнах ряда знаменитых художников начала XX века (например, Пабло Пикассо).


Цветовые контрасты
Анри де Тулуз-Лотрек


















Анри де Тулуз-Лотрек


1. В верхней части картины изображены двое мужчин в вечерних костюмах. Они образуют черно-белое пятно на общем пестром фоне.

Анри де Тулуз-Лотрек


2. Рыжие волосы и бледное лицо наездницы живо контрастируют с зеленоватым фоном зрительного зала.

 


Анри де Тулуз-Лотрек


3. Яркие красно-белые полосы кресел подчеркивают окружность арены.

 


Анри де Тулуз-Лотрек


4. Фигуры клоуна и инспектора манежа в черном фраке четко выделяются на светлом фоне арены.
По материалам «Художественная галерея. Тулуз-Лотрек», №22, 2005 г.

Scroll to top