Анри де Тулуз-Лотрек. Эпизоды из жизни: Художник острого взгляда
. Первый профессиональный учитель Лотрека, Рене Пренсто, был художником-анималистом, и в немалой степени ему Анри обязан своим умением точно изображать лошадей. Позже Лотрек неоднократно обращался к теме скачек, создавая сценки, подобные той, что мы видим на картине Дега «Жокей», 1899.
|
ПОРТРЕТЫ
Лотрек не писал заказных портретов, поэтому на его полотнах появляются только лица спутников его жизни — не важно, были они товарищами, родственниками или случайными знакомцами. То, что художнику приходилось вращаться в различных слоях общества, позволило ему избежать однообразия — среди его героев мы встретим аристократов, художников, писателей (на акварели 1895 года изображена Мизия Натансон, жена Таде Натансона, редактора журнала «Ревю бланш»), спортсменов, врачей, певиц («Портрет Иветт Гильбер», 1894). Портреты особенно близких ему людей Лотрек писал неоднократно. Среди них можно упомянуть кузена художника Габриэля Тапье де Селейрана (они были очень экстравагантной парой, поскольку Габриэль отличался необыкновенно высоким ростом) — в качестве примера можно привести работу «Габриэль Тапье де Селейран в театре «Коридор», 1894.
| |
|
|
ПУБЛИЧНЫЙ ДОМ
Многие работы Лотрека посвящены сценам из жизни публичных домов. В Париже у художника было два любимых публичных дома, где он иногда пропадал неделями, общаясь здесь с друзьями и рисуя проституток. Обитательницы этих домов относились к художнику нежно, и он отвечал им взаимностью. Лотрек очень ценил то, что эти женщины не стеснялись появляться перед ним обнаженными или полуобнаженными, — это давало ему возможность делать живые зарисовки с натуры («Девушка в корсете», 1896). Художник писал жизнь проституток подробно и заинтересованно, но в работах такого рода не было ит ени морализаторства или сентиментальности. Он изображал своих героинь, занятых будничными, часто рутинными, делами, — моющимися («Моющаяся женщина», 1896), играющими в карты, застилающими постель, лениво ожидающими клиента, проходящими медицинское освидетельствование и т.д. Продавая свое тело мужчинам, многие проститутки становились лесбиянками, что не укрылось от острого взгляда Лотрека («Постель», ок. 1892).
| |
|
ОБНАЖЕННЫЕ
Будучи начинающим художником, Лотрек изредка писал ради упражнения мужскую обнаженную натуру. Но гораздо более преуспел он в изображении обнаженных женщин. Женское тело у Лотрека выглядит тяжелым, реальным; он не желает идеализировать его. Как правило, художник писал не молодых красавиц, а зрелых женщин с начинающей увядать плотью. Женские образы ЛОтрека очень интимны, и в этом их главное сходство с женскими образами Дега, творчеством которого он так восхищался