You Are Here: Home » Художники » Альфред Сислей. Эпизоды из жизни: Не узнавший успеха

Альфред Сислей. Эпизоды из жизни: Не узнавший успеха

Альфред Сислей. Эпизоды из жизни: Не узнавший успеха

Альфред Сислей


Эпизоды из жизни:
Не узнавший успеха


Альфред Сислей: коллекция


Альфред Сислей в музеях


Альфред Сислей: биография


Эпизоды из жизни: 1 2


Сислей, стоявший у истоков импрессионизма и принимавший активное участие в самом движении, известен гораздо менее своих товарищей по «партии» (особенно — его ближайшего друга, Клода Моне), имена которых у всех на слуху.


Имя Сислея привычно ассоциируется с центральной провинцией Франции, с французским импрессионизмом, но в действительности Сислей был англичанином — англичанином, лишь трижды в жизни побывавшим на родине. Его отец, Уильям Сислей (1799-1879), и мать, Фелиция (1808-1866), приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Они происходили из старинного купеческого рода, издавна связанного с Францией (дед художника, например, возил в Англию парижские товары и был женат на француженке). В 1830-х годах Уильям окончательно осел во Франции. Поначалу он служил управляющим складами одной из торговых компаний, а затем основал собственное дело. Альфред, родившийся 30 октября 1839 года, был четвёртым (и последним) ребёнком в семье.


Он рос, окружённый заботой и лаской родителей. С его решением стать художником отец смирился (хотя ему это не особенно нравилось), назначив ему достойное содержание. В 1860 году двадцатилетний Сислей приступил к учёбе в мастерской Ш. Глейра (1806-1874). С учителем Альфреду повезло — тот был мягок, внимателен, неагрессивен. Недостаток (на взгляд молодёжи) же у Глейра был один — его приверженность академизму. В мастерской Сислей встретился и подружился с по-настоящему близкими людьми, составившими впоследствии ядро группы импрессионистов. Это были К. Моне, О. Ренуар, Ф. Базиль. В 1863 году все четверо покинули мастерскую Глейра, отправившись в автономное «плавание» — открывать новые художественные материки.


Сислей на фоне своих энергичных товарищей несколько стушёвывался. Он, как вспоминал Ренуар, «был очаровательным существом, не способным возразить даже женщине». Ренуар не однажды писал своего приятеля — на этих портретах мы видим очень приличного молодого человека. Сислей без труда «уживался» в любой компании, с удовольствием играл в карты и на бильярде — другими словами, был «человеком, приятным во всех отношениях».


Что касается влияний, испытываемых молодым художником, то, по собственному признанию, он очень любил произведения «барбизонцев», что немудрено — Сислей изначально ощущал себя пейзажистом по преимуществу, что сближало его с художниками «барбизонской школы». Ещё одно имя, которое следует назвать, — Камиль Коро (1796-1875). Сислей на всю жизнь сохранил привязанность к его творчеству, называя себя его наследником.


Ранние вещи Сислея — это тщательно прописанные виды пригородных лесов и деревенских улочек. В 1866 году две подобных работы были показаны в Салоне, но общая атмосфера официального Салона не удовлетворяет художника, и спустя несколько месяцев он — вместе со своими единомышленниками — организует оппозиционный Салон независимых, где зрители могли познакомиться с отвергнутыми официальным Салоном работами.


К этому времени относятся и существенные перемены в личной жизни Сислея. В середине 1860-х годов у него вспыхнул роман с натурщицей Эжени Лескузе (1834-1898). В 1867 году у любовников родился сын, Пьер, а 1869 году — дочь, Жанна. Отец Альфреда, рассерженный «недостойным поведением» сына, лишил его содержания. Сислей оказался на пороге нищеты. В сущности, такое положение продлилось до конца его жизни.


Пьер Огюст Ренуар
Пьер Огюст Ренуар
«Портрет А.Сислея с женой». 1868.
Холст, масло. 105х75.
Музей Вальраф-Рихард. Кельн.


О картине


Ренуар вспоминал о спутнице художника как об «очень чувственной, но слишком благовоспитанной» женщине. Её портретов Сислей не писал — Эжени появляется на некоторых его полотнах в виде неясной фигуры на фоне пейзажа. В письмах Сислея упоминания о ней встречаются лишь косвенные — они довольно туманны. Таким образом, Эжени остаётся «непроявленным» персонажем в судьбе Сислея. Впрочем, одна её отчётливая характеристика всё-таки известна, но дал её художник уже после её смерти. «Когда у меня опускались руки, — вспоминал он, — моя добрая и отважная подруга всегда старалась поддержать меня, говоря: «Нужно сражаться до последнего»".


В 1870 году началась война с Пруссией, разбросавшая товарищей Сислея. Сплочённый круг на время распался. Для самого Сислея война имела катастрофические последствия. Она разорила его отца, и надежды на серьёзное наследство растаяли как дым. Наступление прусских войск вынудило художника бежать из Парижа, бросив всё своё имущество, в том числе и картины. Они пропали. Поэтому раннего Сислея мы знаем лишь по 17-ти работам, которые ему удалось продать до войны.


После войны Сислей вместе с семьёй обосновался в Вуазене, рядом с городком Лувесьен, к западу от Парижа. С Вуазеном связан зрелый период творчества художника. Он без устали работал, всякий день выходя с мольбертом на берег Сены. Если же шёл дождь или на улице становилось слишком холодно, Сислей писал, сидя возле высокого окна в своей мастерской. Летом 1874 года он совершил краткую поездку в Англию. Там он написал серию великолепных видов Хэмптон-корта. Вернувшись из Англии, Сислей перебрался в Марли, где написал ещё одну свою серию — едва ли не лучшую. Темой для неё послужило наводнение 1876 года.


Активно он участвовал и в художественной жизни

Страниц: 1 2

Scroll to top